» » » Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

Вид работы
Предмет
логопедия, педагогика
Количество страниц
68
Год издания
2016
Индивидуальный номер
9293
Автор
Ulias

Уникальность 59%. Презентация, речь


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР
1.1. Подходы к изучению фонематического восприятия речи в логопедии 7
1.2. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
1.3. Логоритмика как средство коррекции нарушений речи у старших дошкольников с ФФНР
Глава 2. Организация экспериментального исследования 29
2.1. Цели, задачи и методика эксперимента 29
2.2. Исследование уровня фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Глава 3. Коррекция фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
3.1. Содержание работы по коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР посредством логоритмики
3.2. Анализ результативности коррекционной работы 52
Заключение 59
Список литературы 63
Приложения  68

Введение

В последнее время под влиянием неблагоприятных биологических и социальных факторов все больше увеличивается количество детей, имеющих различные патологии речевого развития. Наиболее распространенно у дошкольников речевое нарушение, называемое фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Недостатки такой звукопроизносительной стороны речи наиболее заметны и являются одним из сложных проявлений нарушений, так как имеют сенсорную обусловленность, связанную с фонематическим восприятием [43,20].
Современная система образования предъявляет серьезные требования к воспитанию и начальному обучению. Так, Федеральный закон об образовании в РФ [39] и ФГОС дошкольного образования [31], в первую очередь, делают акцент на то, что воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. К тому же ФГОС предусматривает в содержании программы дошкольного образования всех образовательных областей, одной из которых является речевое развитие, предполагающее владение речью как средством общения и культуры.
Таким образом, среди важнейших задач в работе логопеда с дошкольниками с ФФНР особое место отводится коррекции у них фонематического восприятия - способности воспринимать и различать звуки речи. Как свидетельствует практика, знание букв серьезные затруднения вызывает даже у дошкольников с нормальным развитием речи при обучении грамоте. И, конечно, этот процесс усложняется у детей с ФФНР. Одна из основных причин подобного явления — нарушение фонематического восприятия. Поэтому именно на обучении фонематическому анализу дошкольников акцентируется внимание логопеда в своей работе, поскольку такое речевое нарушение отрицательным образом скажется на успеваемости детей в школе [38,33].
В связи с нарастающей сложностью детей-логопатов, снижением у них интереса к занятиям, современная логопедия продолжает поиски новых методов и форм коррекционной работы. В ряду различных методик, представ¬ляющих систему работы по коррекции фонетико-фонематического недоразви¬тия речи, определенное место занимает логоритмическое воспитание.
Логоритмика - это одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово, звук, музыку и движения, то есть включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Такая система способствует устранению дефектов звукопроизношения, совершенствованию речевого дыхания, устранению недостатков голоса. Таким образом, владея современными образовательными технологиями и методиками, происходит осуществление целостного коррекционного процесса.
Теоретические обоснования фонетико-фонематического недоразвития речи, различных форм патологии речи у детей дошкольного возраста, отражены в работах таких авторов, как Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф., Жаренкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, О.С. Ушакова и другие.
Большая роль формирования фонематического восприятия, то есть способности воспринимать звуки речи, отмечается в трудах Р.Е. Левиной, Д.Б. Эльконина, Н.А. Никашиной, Р.М. Боскис, Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, А.Р. Лурии, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохиной, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумановой. Авторы подчеркивают, что развитие фонематического восприятия оказывает положительное влияние на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов, грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Влияние использования логоритмических занятий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, а также комплексы таких занятий, предложены такими авторами, как Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова, Г.Р. Шашкина, А.Е. Воронова, М.Ю. Картушина, Е. Анищенкова и другими. Однако, проблема использования логоритмических упражнений в коррекции нарушений речи у детей с ФФНР в логопедии проработана недостаточно.
Цель исследования заключается в выявлении значения логоритмических упражнений, их возможностей в логопедической коррекции недостатков фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР.
Объектом исследования выступает фонематическое восприятие детей старшего дошкольного возраста, имеющих ФФНР.
Предмет исследования – логоритмические упражнения как средство устранения недостатков фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в процессе логопедической коррекции.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что регулярные занятия логоритмикой способствуют формированию у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР фонематического восприятия, нормализации речи детей, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Согласно цели и выдвинутой гипотезе, в работе необходимо решить ряд задач:
 провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и его коррекции;
 провести диагностику уровня развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР;
 подобрать комплекс логоритмических занятий по устранению нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР;
 определить эффективность проведенной коррекционной работы.
Базой исследования явилось МБДОУ № 1 «Подсолнушек», Нижегородской области, г. Бор, с. Спасское. Выборку исследования составили 20 детей. Из них 10 – дошкольники, имеющие ФФНР и 10 детей с нормальным речевым развитием.
Методы исследования в работе: теоретический анализ литературы, эксперимент, наблюдения за детьми, тестирование, беседа, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе составлен комплекс диагностик для исследования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, а также подобраны специальные логоритмические упражнения для развития фонематического восприятия дошкольников, которые могут использоваться в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. - М.: ТЦ Сфера, 2013. – 132 с.
3. Анищенкова Е. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М.: Владос, 2013. – 128 с.
4. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 156 с.
5. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. - М. Эксмо, 2009. – 129 с.
6. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник / В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2012. – 232 с.
7. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 382 с.
8. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 479 с.
9. Волкова Л.С. Логопедия: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Кн. 5. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2007. – 479 с.
10. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144 с.
11. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. - М. Эксмо, 2014. – 119 с.
12. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприя¬тия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.
13. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. – М.: Вентана – Граф, 2013. - 123 с.
14. Иванова А.И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. – 2009. - №3. – С. 24-31.
15. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 208 с.
16. Каше Г.А. Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. С. - Пб., 1999. - 89 с.
17. Китик Е.Е. Основы логопедии: учеб. пособие / Е.Е. Китик. - 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 196 с.
18. Лалаева Р.И. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011. - 320 с.
19. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избр. тр. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: Аркти, 2005. - 221 с.
20. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 216 с.
21. Логинова М.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Лекции / Сост. М.В.Логинова: Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина, 2015. - 60 с.
22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
23. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 323 с.
24. Мазо Д.А. Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост. Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. М.,1971. - 120 с.
25. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2014. — 112 с.
26. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 2007. – 223 с.
27. Новиковская О. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Корона-Принт, 2012. – 272 с.
28. Ноздрина О.И. Формирование произносительной культуры младших школьников [Текст] / О. И. Ноздрина // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 507-511.
29. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2002. – 448 с.
30. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2010. - 365 с.
31. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Консультант Плюс.
32. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. - М., 2003. – 98 с.
33. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.
34. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: «ВЛАДОС», 1994. - 87 с.
35. Симкина А.А., Овчинникова Т.С. Музыка, движение и воспитание. – М.: Каро, 2012. – 130 с.
36. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет / Е.О. Смирнова. - М: Просвещение, 2001. - 383 с.
37. Урунтаева Г.А. Детская психология. - М.: Академия, 2010. – 356 с.
38. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 272 с.
39. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант Плюс.
40. Филичева Т.Б. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 2005. — 223 с.
41. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 80 с.
42. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание». - М.: Просвещение, 2010, - 239 с.
43. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
44. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., испр. - М. : Аркти, 2005. - 240 с.
45. Чон О.В., Пименова И.Б. Актуальность коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе использования дидактических игр // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. - С. 111-117.
46. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с.
47. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая сторона речи. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
48. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук: 13.00.03: Москва, 1995. - 163 c.
49. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Гульнара Рустэмовна Шашкина. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 192 с.
50. Щербакова Н.С. Игра – важнейшее направление коррекционной логопедической работы // http://dohcolonoc.ru/cons/2536-igra-vazhnejshee-napravlenie-korrektsionnoj-logopedicheskoj-raboty.html
51. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. - Издательство: Метафора, 2010. – 293 с.
52. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 384 с.

Цена: 1700 руб

Дипломная работа по предмету "логопедия, педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР". Если Вы не имеете своего плана работы "Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 623

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom