Взаимосвязь коммуникативной компетентности со стратегиями поведения в конфликте (на примере сотрудниц ГК «Обувь России»
Дипломная работа по предмету "Психология"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Взаимосвязь коммуникативной компетентности со стратегиями поведения в конфликте (на примере сотрудниц ГК «Обувь России»". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Взаимосвязь коммуникативной компетентности со стратегиями поведения в конфликте (на примере сотрудниц ГК «Обувь России»". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Взаимосвязь коммуникативной компетентности со стратегиями поведения в конфликте (на примере сотрудниц ГК «Обувь России»" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Взаимосвязь коммуникативной компетентности со стратегиями поведения в конфликте (на примере сотрудниц ГК «Обувь России»", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Взаимосвязь коммуникативной компетентности со стратегиями поведения в конфликте (на примере сотрудниц ГК «Обувь России»". Если Вы не имеете своего плана работы "Взаимосвязь коммуникативной компетентности со стратегиями поведения в конфликте (на примере сотрудниц ГК «Обувь России»", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 290
В дипломной работе исследуется взаимосвязь коммуникативной компетентности со стратегиями поведения в конфликте. Раскрываются понятия общения, коммуникативной компетентности, стратегии поведения в конфликте. Проведено эмпирическое исследование с участием группы работников ГК "Обувь России".
Дипломная работа общим объемом 99 страниц (включая приложения), состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 53 источника, содержит 4 приложения. Текст работы содержит шесть таблиц, и три рисунка
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Общение как коммуникативная деятельность 7
1.2. Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3 Структура и типы коммуникативной компетентности 17
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 25
2.1 Конфликт как социально-психологический феномен 25
2.2 Стратегии конфликтного взаимодействия 31
2.3 Взаимосвязь коммуникативной компетентности личности со стратегиями конфликтного взаимодействия 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СО СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ 43
3.1 Организация и методики исследования 43
3.2 Результаты исследования 47
3.3 Анализ результатов исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность темы исследования. Общение является основным способом жизнедеятельности человека в социуме. Реализуя свои материальные и духовные потребности, мы посредством общения вступаем в разного рода отношения – производственные, политические, идеологические, нравственные и т. д. Каждому человеку необходимы умения выстраивать отношения с людьми, находить к ним подход, располагать их к себе, в том числе и в профессиональной деятельности. Современное общество диктует новые требования к человеку во всех сферах деятельности. Он должен уметь: продуктивно общаться с людьми, преодолевать коммуникативные барьеры; выполнять коллективную работу, обеспечивать эффективную коммуникацию для достижения цели; быть готовым к возможным конфликтным ситуациям в коллективе и их устранению.
Коммуникативная сфера личности стала особенно актуальной в последнее время, поскольку от уровня развитости коммуникативной компетентности зависят отношения не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Общение, является главной составляющей жизни человека, а коммуникативная компетентность - составляющий фактор успешности в общении. Существует масса противоречий и несовпадение взглядов, на данную проблему. Отмечается общее снижение культуры общения и поведения: ненормативная лексика, несоблюдение правил этикета, неумение слушать собеседника, отсутствие терпимости в отношениях с окружающими и т. д.
Проблема коммуникативной компетентности исследовалась рядом авторов: Л. А. Петровская, Ю. Н. Емельянов, Ю. Н. Жуков, О. С. Осипчук, Е. В Руденский, О. И. Муравьева М. А. Измайлова, А. П. Панфилова, Н. С Колмогорова, Е. М. Кузьмина, С. И. Обушак, Н. Б. Буртовая и др.; а также зарубежными авторами: А. Бандура, Э. Берн, Т.Гордон и др.
Проблема коммуникативной компетентности становится особенно значимой в условиях нарастания конфликтности общества, оказывающей влияние, как на психологическое здоровье человека, так и его профессиональную успешность.
Конфликты играют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Они охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития. В настоящее время потребность в научном исследовании конфликта стала актуальной, поскольку идет этап его признания как естественного и в ряде случаев желательного явления.
Исследования конфликтов в общении освещены в работах следующих авторов: А. Я Анцупов, Н. В. Гришина, С. А. Володина, О. В. Аллахвердова, В. И Андреев, Ю. П. Платонов, С. М. Емельянов, Н. И. Леонов, Е. Н. Богданов, Н.И. Шевандрин, М.М. Рыбакова и др.
Более детального освещения требуют вопросы о влиянии конфликтной компетентности на продуктивность коммуникативной деятельности, о механизмах и условиях ее реализации. Приобретает также значимость проблема определения технологий, способствующих формированию данной компетентности личности, а также оценки их эффективности.
Проблема коммуникативной компетентности активно исследуется множеством авторов, однако проблема развития компетентности в общении окончательно не решена. Недостаточно изучена структура, специфика ее развития в зависимости от профессиональной деятельности человека, методы ее диагностики, в том числе в контексте конфликтного взаимодействия.
Объект исследования: коммуникативная компетентность.
Предмет исследования: взаимосвязь коммуникативной компетентности личности с разными стратегиями поведения в конфликте.
Целью нашего исследования является изучение проблемы коммуникативной компетентности во взаимосвязи с разными стратегиями поведения в конфликте.
В работе ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать проблему коммуникативной компетентности и состояние ее исследования в современной психологии.
2. Раскрыть понятие «конфликт». Описать основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
3. Теоретически обосновать взаимосвязь коммуникативной компетентности с поведением в конфликте.
4. Провести эмпирическое исследование на выявление коммуникативных способностей и стратегий поведения в конфликте.
5. Дать оценку и анализ проведенного эмпирического исследования.
Теоретический анализ литературных источников по заявленной проблеме, позволил сформулировать следующую гипотезу:
Существует взаимосвязь между коммуникативной компетентностью личности и стратегиями поведения в конфликте, а именно: выбор стратегии поведения в конфликте связан с различными факторами коммуникативной компетентности.
В качестве теоретико-методологической основы рассмотрения коммуникативной компетентности мы будем использовать труды отечественных и зарубежных исследователей проблемы общения, таких как: А. А Бодалев, А. А Брудный, И. А. Зимняя, Ю. Н. Емельянов, Н. Б, Буртовая, Б. Ф. Ломов, В. Н. Панферов, Б. Д. Парыгин, J. S. Bruner, A. W. Combs, M. L. Hoffman и др.
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация экспериментальных и теоретических данных
2. Эмпирический метод: психодиагностические методы (тестирование, анкетирование), корреляционный анализ.
В исследовании использовались следующие методики:
1) методика коммуникативной социальной компетентности (КСК);
2) методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н. В. Гришиной);
3) методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко);
Базой исследования послужил коммерческий отдел (группа информационной поддержки) ГК «Обувь России».
Выборку исследования составили 30 человек, девушки в возрасте от 20 до 30 лет.
Дипломная работа общим объемом 99 страниц (включая приложения), состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 53 источника, содержит 4 приложения. Текст работы содержит шесть таблиц, и три рисунка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции средствами театрализованных игр: Автореф. Дисс.... канд.психол.наук. – Волгоград, 2006. – 26 с.
2. Аллахвердова, О. В. Культура разрешения конфликтов / О. В. Аллахвердова. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология и право. - 2007. - Вып. 3. - С. 127-140.
3. Андреев, В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В. И. Андреев. - Москва : Народное образование, 2009. – 128 с.
4. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие для вузов по направлениям и специальностям психологии: / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 288 с.
5. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд. исп. и доп. – М. : Эксмо, 2009. – 512 с
6. Афанасьева, Е. А. Основы конфликтологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Афанасьева Е. А. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 159 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19276.
7. Багратиони, К. А. Причины конфликтов между сотрудниками: психологический подход: управление командой проекта: практический междисциплинарный подход к решению конфликтологических проблем молодых специалистов / Багратиони К. А. // Российское предпринимательство. - 2010. - № 12, вып. 2. – С. 77-82.
8. Бакуменко, Д. А. Особенности субкультурного взаимодействия в процессах социальной коммуникации / Д.А. Бакуменко // Вопросы культурологии. – 2010. – № 12. – С. 15–21.
9. Богачева, Т. Г. Что такое компетентность? = What is competence? / [Электронный ресурс] Т. Г. Богачева. // Философия образования. - 2008. - № 2 (23). - С. 93-100. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/views/sbo/1318/read.html
10. Богачева, Т. Г. К вопросу о коммуникативной социальной компетентности [Электронный ресурс] / Т. Г. Богачева. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2011. - № 3. - С. 6-12. - Режим доступа: http://vestnik.nspu.u/article/105.
11. Буртовая, Н. Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов – будущих педагогов-психологов: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Буртовая Н. Б. – М.: ПроСофт-М, 2003. -176 с.
12. Буртовая, Н. Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза / Н. Б. Буртовая. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6 (121). - С. 180-182.
13. Вердербер, Р. Психология общения. / Вердербер Р., Вердербер К. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 320 с.
14. Володина, С. А. Приоритетные стратегии поведения в конфликте студентов педагогического вуза / С. А. Володина. // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 1, ч. 1. - С. 186-190.
15. Галич, Г. О. Обучение в школе как фактор развития коммуникативной компетентности детей и подростков. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – № 11. – 2008. С. 38-45.
16. Гасанова, П. Г. Коммуникативная компетентность и самосознание личности / П. Г. Гасанова, Д. М. Даудова. // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 7. - С. 30-35.
17. Гончарова, К. Э. Структура коммуникативной компетентности будущего специалиста. Автореф. дис. … канд. психол.наук. – Мичуринск, – 2011. – 182с.
18. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. –СПб.: Питер, 2009. – 544 с.
19. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии: учебное пособие: / С. М. Емельянов. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 400 с.
20. Журавлев, А. Л. Социальная психология / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. – М.: Форум-Инфра-М., 2008. –189 с.
21. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. Изд.: "Аспект Пресс". - 2005. – 261 стр.
22. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 85-98.
23. Измайлова, М. А. Деловое общение: Учебное пособие / М. А. Измайлова. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 252 с.
24. Кибанов, А. Я. Конфликтология: Учебное пособие. / А. Я Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; под ред. А. Я Кибанова. 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 301 с.
25. Колмогорова, Н. С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Н. С. Колмогорова; Алтайский гос. ун-т; Барнаульский гос. пед. ун-т. - Барнаул : [б. и.], 2004. - 23 с.
26. Конфликтология : хрестоматия / Урал. акад. гос. службы, Каф. упр. персоналом и психологии ; сост. С.В. Аржанухин. – Екатеринбург : Урал. акад. гос. службы, 2005. – 339 с.
27. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Изд. «Лань», 2004. – 448 с.
28. Кривченко, Т. А. Оценка уровня сформированности коммуникативной компетентности / Т. А. Кривченко, Н. В. Ольховик, Е. В. Сырых. // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 3 (55). - С. 195-204.
29. Кузьмина, Е. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. М. Кузьмина; - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006. - 23 с.
30. Куницына, В.Н. межличностное общение. Учебник для вузов. /Куницина В. М., Казаринова Н.В., Погольша В.М. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
31. Лапшина, А. В. Понятие "коммуникативная компетентность" и пути ее формирования / А. В. Лапшина. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 4. - С. 191-194.
32. Леонов, Н. И. Конфликты и конфликтное поведение: методы изучения: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: / Н. И. Леонов. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 240 с.
33. Липатова, Т. И. О формировании и развитии коммуникативной компетентности будущего специалиста / Т. И. Липатова // Учен. зап. Гуманитар. Фак. – Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2002. Вып. 4. – С. 38-42.
34. Лупьян, Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. / Я. А. Лупьян. –Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 224 с.
35. Мариничева, А. В. Межкультурно-коммуникативно-профессиональная компетентность специалистов: автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2003. – 25 с.
36. Муравьева, И. О. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: Дис. …канд. психол. наук. – Томск, 2001. – 158 с.
37. Наливайко, Т. Е. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетентности личности. / Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В // Ученые записки КнАГТУ. – 2010. - № II-2 (2). – С. 50-54.
38. Обушак, С. И. Коммуникативная компетентность как составляющая профессионального образования менеджера: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С. И. Обушак; науч. рук. А. И. Жилина ; ИОВ РАО. - Санкт-Петербург: [б. и.], 2006. - 21 с.
39. Онищик, В. М. Аксиологические основания коммуникативной компетентности студентов вуза / В. М. Онищик. // Философия образования. – 2014. №3. – С. 101-107.
40. Осипова, Т. Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Томск, 2002. – 22с.
41. Панфилова, А. П. Деловая коммуикация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд.-СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. – 495 с.
42. Петровская, Л. А. Развитие компетентностного общения как одно из направлений оказания психологической помощи / Л. А. Петровская; сост. и общ. ред. А. Л. Свенцицкого // Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 438-453.
43. Петрушин, С. В. Социально-психологический тренинг в многочисленной группе как средство развития компетентности в общении: Дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2003. – 183 с.
44. Платонов, Ю. П. Психология конфликтного поведения / Ю. В. Платонов. - Санкт-Петербург : Речь, 2009. – 544 с.
45. Почебут, Л. Г. Межкультурная коммуникативная компетентность как выражение человеческих отношений / Л. Г. Почебут. // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34, № 4. - С. 5-15.
46. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под ред. Д. Я Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2011. – 672 с.
47. Руденский, Е. В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000. – 224 с.
48. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования / Н. В. Самсонова. – Калининград: Изд-во Кгу, 2004. – 308 с.
49. Терехова, Т. А. Ассессмент-центр как метод оценки компетентности руководителя / Т. А. Терехова, Л. Л. Михайлова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. – 85 с.
50. Тренев Н. Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 2002. - 96 с.
51. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В, В. Козлов, Г. М. Мануйлов. / М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
52. Хасан, Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан - Красноярск, 2005. – 120с.
53. Щербакова, О. И. Конфликтологическая подготовка специалиста: контекстный подход / О.И. Щербакова // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 1. – С. 48–54.