» » » Гендерные различия в профессиональной деформации педагогов

Гендерные различия в профессиональной деформации педагогов

Вид работы
Предмет
Психология
Количество страниц
75
Год издания
2015
Индивидуальный номер
8956
Автор
ivleva-irina

Дипломная работа выполнена самостоятельно, защищена на "отлично", проводилось исследование, принимала участие в региональной конференции, лауреат международной межвузовской интернет-конференции. Имеется аннотация, защитное слово. Университет закончила с "красным" дипломом


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ
1.1. Профессиональная деформация и особенности её формирования и проявления в сфере «человек-человек» 8
1.2. Профессиональная деформация в профессиональной педагогической деятельности 22
1.3. Гендерные различия как фактор, влияющий на профессиональную деформацию педагогов 33
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
2.1. Общая характеристика проведённого экспериментального исследования
2.2. Характеристика психодиагностических методик исследования 47
2.3. Анализ результатов проведённого экспериментального исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 «Результаты применения психодиагностических методик»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 «Методика оценки реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 «Пример расчёта данных экспериментального исследования»
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 «Рекомендации по профилактике возникновения и развития профессио-нальной деформации у педагогов»

Актуальность данной проблематики обусловила выбор темы нашей работы «Гендерные различия в профессиональной деформации педагогов».
Объектом работы является профессиональная деформация.
Предметом - профессиональная деформация педагогов в контексте ген-дерных различий.
Цель нашей работы – определить особенности профессиональной дефор-мации педагогов-мужчин и педагогов-женщин.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть понятие «профессиональная деформация»;
• изучить особенности профессиональной деформации педагогов;
• выделить факторы, влияющие на профессиональную деформацию пе-дагогов;
• проанализировать гендерные различия между мужчинами и женщина-ми при осуществлении педагогической деятельности;
• эмпирически определить различия в проявлении профессиональной деформации педагогов-мужчин и педагогов-женщин.
Гипотеза основана на следующих положениях:
1) Несоответствие профессионального выбора ролевым предпочтениям обуславливает большую социальную фрустрированность педагогов-мужчин.
2) Большая эмоциональность обуславливает снижение нервно-психической устойчивости и развитие синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов-женщин.
Для достижения цели, задач и проверки гипотезы были подобраны сле-дующие методы:
1. Аналитический (анализ научной литературы, периодических изданий);
2. Констатирующий эксперимент, направленный на исследование гендер-ных различий в профессиональной деформации педагогов;
3. Тестирование:
• «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко;
• «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко);
• «Психологический тест нервно-психической устойчивости педагогов»;
• «Методика оценки реализации потребностей педагогов в развитии и са-моразвитии».
4. Методы количественной обработки (t-критерий Стьюдента для равночис-ленных несвязных выборок) и качественного анализа результатов эмпирическо-го исследования.
Эмпирическая база. Для выявления особенностей профессиональной де-формации личности педагога с учётом гендерных различий нами в 2007-2008 году было организовано и проведено экспериментальное исследование. В ис-следовании приняли участие 40 педагогов средних общеобразовательных школ Новосибирской области (города Куйбышева, Убинского и Усть-Таркского рай-онов). Было сформировано две экспериментальных группы: в первую группу вошли двадцать мужчин в возрасте от 23 до 57 лет, со стажем работы от одного года до тридцати девяти лет. Вторую группу составили двадцать женщин в воз-расте от 26 до 56 лет, со стажем работы от пяти до тридцати пяти лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении вопроса о профессиональной деформации педагогов с учётом гендерных разли-чий. На основе анализа и обобщения теоретических положений, а также резуль-татов эмпирического исследования определены особенности профессиональной деформации педагогов в контексте гендерных различий.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть исполь-зованы руководителями и психологами образовательных учреждений для про-филактики возникновения и развития профессиональной деформации сотруд-ников, а также самими педагогами при организации своей деятельности для по-вышения её результативности и эффективности.
Предмет и основные задачи обуславливают структуру данной работы: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении обозначается актуальность изучаемой проблемы, даётся обос-нование темы исследования, оформляется научный аппарат (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы и база исследования), определяется теоретиче-ская и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются вопросы о причинах возникновения про-фессиональной деформации, её симптомах, выделяются личностные проблемы учителей и компенсаторные механизмы, обеспечивающие адаптацию к избран-ной профессии, обозначаются гендерные различия, влияющие на профессио-нальную деформацию.
Во второй главе представлена общая характеристика экспериментального исследования гендерных различий в развитии профессиональной деформации педагогов средних общеобразовательных школ, его результаты и их интерпре-тация.
В заключении излагаются теоретические и практические выводы на основе исследования, а также отражены предположения по поводу дальнейших воз-можностей исследования данной проблемы.
В приложении представлены таблицы результатов экспериментального ис-следования, «Методика оценки реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии», пример расчёта полученных данных и рекомендации по про-филактике возникновения и развития профессиональной деформации у педаго-гов.

Список литературы
1. Абрумова, А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их дина-мика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. - № 6. – С. 107-115.
2. Акиндинова, И.А., Баканова, А.А. Эмоциональное выгорание в профес-сиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндинова, А.А. Баканова//Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.
3. Белоконная, Л. Гендерная статистика в России/Л. Белоконная//Вопросы экономики.- 2000.- № 3. – С. 110-121.
4. Берн, Ш. Гендерная психология/Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.
5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. – М.: ИИД «Филинъ», 1996. – 368 с.
6. Бойко, О.В. Гендерные аспекты психического здоровья/О.В. Бой-ко//Вопросы психологии. – 2005. - № 1. – С. 110-115.
7. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена «эмоциональ-ного выгорания» у педагогов/М.В. Борисова//Вопросы психологии. – 2005. - № 2. – С. 96-104.
8. Бурлачук, Л., Морозов, Д. Справочник по психодиагностике/Под ред. Л. Бурлачук. – М.: Просвещение, 1998. – 524 с.
9. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г.С. Ники-форова.– СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.
10. Воронина, О.А. Гендерные исследования/О.А. Воронина//Интернет: http://www.gender.ru
11. Гафнер, В. Информационная пассивность учителя/В. Гафнер//Народное образование. – 2005. - № 2. – С. 235-239.
12. Гендерные исследования: междисциплинарный подход/Под ред. М.И. Кошеновой, В.М. Физикова. – Омск: ООО Издательский дом «Наука», 2004. – 91с.
13. Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк./Сост. Т.В. Морозова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. – С. 94.
14. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учеб-ник/О.Ю. Ермолаев. – 2 изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: «Флинта», – 2003. –336 с.
15. Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Кризисы профессионального становления личности/Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк// Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. - № 6. – С. 107-115.
16. Зеленова, И.В. Программа деятельности педагога-психолога в образова-тельном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов/ И.В. Зеленова//Школьный психолог (Приложение к газете «Первое сен-тября»). – 2005. - № 13. – С. 2-22.
17. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
18. Кинг Анджела, Э.В. Учёт гендерной проблематики – Обзор/ Э.В. Кинг Анджела//Интернет: http://www.mzsrrf.ru/vust/407.html
19. Клёцина, И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психо-логии/И.С. Клёцина//Вопросы психологии. – 2003. - № 1. – С. 61-78.
20. Клёцина, И.С. Самореализация и гендерные стереотипы/И.С. Клеци-на//Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изда-тельство СПбГУ, 1998. - С. 188-202.
21. Климов, Е.А. Психология в ХХI веке/Е.А. Климов//Вопросы психологии. – 2003. - № 5. – С. 135-142.
22. Лешукова, Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилак-тики/Е. Лешукова//Интернет: http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.html
23. Майерс, Д. Социальная психология: учеб. пособие/Д. Майерс. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 794 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
24. Малкина-Пых, Д. Экстремальные ситуации/Д. Малкина-Пых. - М.: Изда-тельский центр «Академия», 2005. – 758 с.
25. Маркова, А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя/А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
26. Медицинский центр психологии – Гендерные различия/Интернет: http://www.it-med.ru
27. Мид, М. Мужское и женское: исследования полового вопроса в меняю-щемся мире/М. Мид. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 416 с.
28. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Л.М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
29. Москвина, Н.Б. Личностно-профессиональные деформации педаго-гов/Н.Б. Москвина//Педагогическое образование и наука. – 2004. - № 4. – С. 32-37.
30. Назарова, С. Супервизия как средство предотвращения профессиональ-ной деформации специалистов/С. Назарова//Социальная педагогика. – 2007. - № 2. – С. 115-120.
31. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 352 с.
32. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под ред. М.Ю. Шведо-вой. – 23-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1990. – 917 с.
33. Ожогова, Е. Г. Синдром «психического выгорания» в работе педагога и профессиональные стратегии поведения/Е.Г. Ожогова//Психология и школа. – 2006. - № 2. – С. 107.
34. Орлов, А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность/А.А. Орлов//Педагогика. – 1995. - № 6. – С. 66.
35. Паинс, Э., Маслач, К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Пи-тер, 2000. – 398 с.
36. Подвойский, В. Преодоление профессиональной деформации руководи-телей социальных учреждений/В. Подвойский//Социальная педагогика. – 2007. – С. 103-108.
37. Попова, Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности: учеб. посо-бие к спецсеминару. – М.: Прометей, 1996. – 91с.
38. Практикум по гендерной психологии/Под ред. И.С. Клёциной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.
39. Практикум по психодиагностике/Под ред. Р. Райгородского. – М.: Про-свещение, 2001. – 485 с.
40. Практикум по психологии состояний: учебное пособие/Под ред. А.О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004. – 480 с.
41. Психологическая диагностика: учебник для вузов/Под ред. М.К. Акимо-вой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. – 652 с.: ил.
42. Психологические проблемы самореализации личности/Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылёвой. – СПб.: Издательство С.- Петербургского университета. - 1997. – 240 с.
43. Разделение по половому признаку в сферах образования и труда/ Интер-нет: http://www.norvegia.ru/policy/gender/workforce
44. Разумникова, О.М. Взаимодействие гендерных стереотипов/О.М. Разум-никова//Вопросы психологии. – 2004. - № 4. – С. 76-83.
45. Реан, А.А., Баранов, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей/А.А. Реан, А.А. Баранов//Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1997. – № 1. – С. 45–53.
46. Репина, Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии/ Т.А. Репина//Вопросы психологии. – 1997. - № 4. –С. 12-15.
47. Ризниченко, Г.Ю. Ассоциация «женщины в науке и образовании»/Г.Ю. Ризниченко//Общественные науки и современность. – 2000. - №4 – С. 188.
48. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных професси-ях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
49. Сиднева, С. Плата за мастерство: о профессиональной деформации педа-гогов/С. Сиднева//Школьный психолог (Приложение к газете «Первое сентября»). – 2005. - № 6. – С. 11-13.
50. Силласте, Г. Гендерная Ассиметрия в образовании и науке: взгляд социо-лога/Г. Силласте//Высшее образование в России. – 2001. - № 2. – С. 96-106.
51. Спиридонов, В. Клеймо учителя: о профессиональной деформации педа-гогов/В. Спиридонов//Школьный психолог (Приложение к газете «Первое сентября»). – 2005. - № 6. – С. 15-18.
52. Степанова, Л.Г. Позитивная и негативная роль гендерных стереотипов в формировании самоопределения личности/Л.Г. Степанова//Журнал прак-тического психолога. – 2006. - № 6. – С. 39-44.
53. Степанова, Л.Г. Профессиональная сегрегация современной женщины как фактор, основанный на стереотипном восприятии гендерных ро-лей/Л.Г. Степанова//Психология зрелости и старения. – 2006. - № 4. - С. 25-31.
54. Сыманюк, Э.Э. Стратегии профессионального самосохранения лично-сти/Э.Э. Сыманюк//Мир психологии. – 2005. - № 1. – С. 156-162.
55. Трунов, Д.Г. И снова о профессиональной деформации/Д.Г. Тру-нов//Психологическая газета. – 2004. - № 6. – С. 32-34.
56. Трунов, Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. Тру-нов//Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С. 84–89.
57. Ушаков, И.Б., Сорокин, О.Г. Адаптационный потенциал челове-ка/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Ме-дицинских Наук. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 8–13.
58. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк//Вопросы пси-хологии. – 1994. - № 6. – С. 57-64.
59. Хасан, В.И., Тюленёва, Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола/ В.И. Хасан, Ю.А. Тюленёва//Вопросы психологии. – 1997. - № 3. – С. 32-39.
60. Черникова, В.Б. Резистенция как показатель профессиональной деформа-ции личности учителя/В.Б. Черникова//Интернет: http://planetadisser.com
61. Щербо, И. Профессиональная деструкция учителя: Что с нею делать?/И. Щербо//Народное образование. – 2005. - № 5. – С. 82-86.
62. Ярская-Смирнова, Е. Неравенство или мультикультурализм?/Е. Ярская-Смирнова//Высшее образование в России. – 2001. - № 4. – С. 102-108.

Цена: 8000 руб

Дипломная работа по предмету "Психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Гендерные различия в профессиональной деформации педагогов". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Гендерные различия в профессиональной деформации педагогов" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Гендерные различия в профессиональной деформации педагогов", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Гендерные различия в профессиональной деформации педагогов". Если Вы не имеете своего плана работы "Гендерные различия в профессиональной деформации педагогов", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 254

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom