» » » Изучение влияния стилей воспитания на формирование гендерных ролей

Изучение влияния стилей воспитания на формирование гендерных ролей

Вид работы
Предмет
Психология
Количество страниц
104
Год издания
2007
Индивидуальный номер
8628
Автор
vali.min

Проведено ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИе стилей
воспитания НА формирование гендерных ролей


Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Сущность гендерного подхода в психологии 6
1.2 Гендерные стереотипы как основа функционально - ролевой структуры семьи 18
1.3 Половое развитие дошкольников и влияние на него родительских установок 23
1.4 Особенности гендерных отношений дошкольников 30
2. Семья, как институт социализации личности 37
2.1 Социально-психологический климат семьи 37
2.2 Понятие о стилях родительского воспитания в зарубежной и отечественной литературе 54
2.3 Стили родительского воспитания 58
2.4 Воспитание в семье, как персональная микросреда развития ребенка 73
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ стилей воспитания НА формирование гендерных ролей 79
3.1 Постановка целей и задач исследования 79
3.2 Описание выборки 80
3.3 Описание методик исследования 81
3.4 Анализ результатов экспериментального исследования 90
Заключение 101
Список использованной литературы 104
Приложение 109

Уже в раннем детстве у человека начинают складываться зачатки его личности, развивающиеся впоследствии в систему представлений о самом себе, или «образ Я». В этот образ входит как осознание своих физических, интеллектуальных, моральных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное отношение к внешним факторам и окружающим людям.
Одним из основных компонентов личности является осознание «Я» - идентичности, т.е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что люди также признают это. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни. Начиная с возраста 1-1,5 года дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не-Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей. Расширение и обогащение образа «Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с различием своих игровых фантазий и реальности, оценки и самооценки и т.д. И хотя такое развитие соответствующим образом меняет структуру эго-идентичности, оно сопровождается, тем не менее, «субъективным чувством непрерывной самотождественности».
Идентичность – это актуальное состояние, текущее переживание я – целостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация – процесс его формирования. Обстоятельства, жизненный опыт, цели и результаты деятельности в той или иной степени формируют эго-идентичность человека. Э. Эриксон, один из основоположников так называемой эго-психологии, выделял три формы идентичности:
1. Внешне обусловленная. Она создается под влиянием условий. Которые отдельный человек не выбирает. Это принадлежность человека к мужскому или женскому полу, к возрастной группе, к определенной расе, месту проживания, национальности и социально-экономическому слою.
2. Приобретенная. Эта форма идентичности включает самостоятельные достижения человека: его профессиональный статус, свободно выбираемые им связи, привязанности человека, устойчивости к фрустрации и ответственности.
3. Заимствованная. Сюда входят усвоенные роли, заданные каким-то внешним образом. Часто они принимаются под влиянием ожиданий окружающих. Примерами могут служить роли «лидера»и «подчиненного», «ученика» и «учителя», «отличника» и «отстающего».
Следует заметить, что воздействие отдельных факторов, совершение определенных поступков и принятие социальных ролей не обуславливают напрямую изменение образа Я; тем не менее, результаты влияния обстоятельств жизни и социальной активности человека, а также целенаправленное самосовершенствование в направлении «идеального Я» не могут не сказаться на осознании собственной личности.
Хотя идентификационное поведение, идентичность и формирование гендерной роли развиваются непрерывно в течение всей жизни, большинство исследований в этой области фокусируются на детском и подростковом возрастах, известных своими острыми кризисными периодами самосознания и самоутверждения. Существует также значительная литература, посвященная зарождению идентичности в раннем детском возрасте. Меньше внимания уделяется процессам формирования осознанной идентичности, т.е. появлению сознательных представлений о постоянстве и непрерывности личности, что основу детской идентичности и формированию гендерных ролей составляют ее внешне обусловленные компоненты, прежде всего пол и возраст.
Каким образом ребенок приходит к пониманию того, что он мальчик или девочка? В каком возрасте и как дети обучаются идентифицировать поведение, отношения, которые считаются подходящими для их пола? Как семья влияет на формирование гендерной роли? Эти вопросы стали областью горячих дебатов и обширных исследований. Актуальность данной проблемы и необходимость ее решения на психолого-педагогическом уровне определили выбор темы дипломной работы «Изучение влияния стилей воспитания на формирование гендерных ролей».
Объектом нашего исследования являются гендерные роли.
Предмет исследования: влияние стилей воспитания на формирование гендерных ролей у детей.
Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи стилей воспитания с формированием гендерной роли у ребенка.
Соответственно цели нами были определены задачи:
1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть сущность гендерного подхода в психологии.
3. Провести исследование половозрастной идентификации самосознания детей.
4.Провести исследование типов родительского отношения и стилей воспитания.
5. Проанализировать полученные данные
6. Выявить взаимосвязь стилей воспитания с формированием гендерных ролей.
6. Составить коррекционные занятия с детьми и рекомендации для родителей.
Гипотеза: стили воспитания влияют на формирование гендерных ролей у детей.
Для решения поставленных задач в исследовании использовался комплекс методов: анализ литературы по данному исследованию; тест-опросник (родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин); «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера; проективная методика исследования детского самосознания (Н.Л. Белопольская половозрастная идентификация); проективная методика «Рисунок семьи».
Методы математической обработки:
1. Коэффициент корреляции рангов Спирмена.
2. Корреляционный анализ.
Методологической основой нашего исследования является психоаналитический (психосексуальный) и деятельностный подход. Представители данной теории считают, что именно в детстве закладываются предпосылки многих сексуальных, эмоциональных и коммуникативных навыков.
База исследования: МДОУ № 11, г. Свободного.
Материалы исследования могут быть использованы в работе с детьми и их родителями.
Структура работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Список литературы
Азарова Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании:
Дис. …канд. филос. наук. – СПб., 2000. – 167 с.
2. Божович Л.В. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1986. – 248 с.
3. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей.- М., 1990.- 136 с.
4. Валлон А. Психическое развитие ребенка – СПб., 2004.- 25 с.
5. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М., 1994. – 112 с.
6. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М., 1998. – 208 с.
7. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. – м., 1979, 288с.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие
ребенка до поступления в школу. – М.: Педагогическое общество
России, 2000. – с. 144.
9. Воспитание девочек // Ребенок в детском саду - 2004 - №4 – С. 6-8.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком как? – М.: Черо, 2000. –
с.239.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 1996, - с. 160.
12. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – СПб.: Тускарора, 2000.- 183 с./ М.В. Ермолаева. -.М.:МПСИ, 2003. – 376с.
13. Ермолаева М.В. психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.
14.Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 347 с.
15.Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – Л., 1980. – 240 с.
16.Кашапов Р.Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ – Пресс книга, 2004. – 319 с.
17. Коджаспирова Т.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000.-176 с.
18. Козлова С.А. Я – человек: Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная пресса, 2004. – 48 с.
19. Кон И.С. Дружба. – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.
20. Коррекция нарушения образа себя в раннем возрасте // Ребенок в детском саду - 2001 - №5 – С. 47-53.
21. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – 421 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: Сфера, 2005. – 464 с.
23. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2004. – 144 с.
24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2001. - 383 с.
25. Лосева В.К., Лунькова А.И. Психосексуальное развитие ребенка. – М., 1995. – 300 с.
26. Матвеева Л.Г. и др. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ - Пресс, 1997. – 316 с.
27. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. – М., 1994. – 213 с.
28. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Метод. пос. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 384 с.
29. Монтессори М. Дети – другие. – М.: Карапуз, 2004.- 334 с.
30. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2000. – 428 с.
31. Мухина В.С. Таинство детства. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 504 с.
32. Наши мальчики // Ребенок в детском саду - 2006 - №1 – С. 54-57.
33. Никифорова Л.А. Психолог в детском саду // Ребенок в детском саду -2003 - №2 – С. 32-37.
34. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2002. – 639 с.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1996. – 513 с.
36. Общение детей в детском саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной.., Науч.-исследов. инт. дошкольного воспитания Акад. пед. Наук. – М.: Педагогика, 1990. – 152 с.
37. Петроченко Г.Г. Педагогические ситуации дошкольной педагогики. – Минск: Высшая школа, 1984. – 284 с.
38. Полная энциклопедия «Жизнь и здоровье женщины». Том 1. - М.: «Издательский дом АНС», 2003. – 768 с.
39. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. и предисл Пилиповского В.Я. – М.: Прогресс, 1992. – 256 с.
40. Попова М.В. Психология растущего человека. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
41. Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1996. – 689 с.
42. Психологические тесты / Под. ред. А.А. Карелина. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248 с.
43. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду - 2005 - №5 - С. 19-25.
44. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Политиздат, 1990. – 494 с.
45. Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников // Ребенок в детском саду - 2001 - №4 - С. 29-34.
46. Развивающие игры // Ребенок в детском саду - 2003 - №6 - С. 60-65.
47. Ребенок дошкольного возраста: Универсальное энциклопедическое издание для родителей / Худож. А.А. Шуплецов. – Мн.: БАДППР, 1994. – 484 с.
48. Сальникова Н.Е. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер, 2003. – 282 с.
49. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные прграммы. – М.: Новая школа, 1993. – 136 с.
50. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
51. Сексопатология: справочник / Под. ред. Г.С. Васильченко. – М., 1990. – 380 с.
52. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
53. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 158 с.
54. Тушканова О.И. Психологические особенности ребенка от рождения до 17 лет. – Волгоград, 1999. – 63 с.
55. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр Академия, 1997. – 336 с.
56. Фрейд А. Детский психоанализ. – СПб.: Питер принт, 2003. – 476 с.
57. Фридман Л.М. Психология воспитания. – М.: Творческий центр Сфера, 2000. – 203 с.
58. Хелен Би. Развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2004. – 768 с.
59. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М.: Просвещение, 1993. – 112 с.
60. Чукалова Н.Г. Как подходить к вопросам полового воспитания. Размышления психолога // Дошкольная педагогика - 2005. - №5 - С. 48-51.
61. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
62. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 808 с.
63. Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 224 с.
64. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.
65. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога / Серия Психологический практикум. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 320 с.
66. Шнайдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
67. Эльконин Д.Б. Психическое развитие детских возрастах. – М., 1997. – 380 с.
68. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2000. – 416 с.

Цена: 2000 руб

Дипломная работа по предмету "Психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Изучение влияния стилей воспитания на формирование гендерных ролей". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Изучение влияния стилей воспитания на формирование гендерных ролей" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Изучение влияния стилей воспитания на формирование гендерных ролей", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Изучение влияния стилей воспитания на формирование гендерных ролей". Если Вы не имеете своего плана работы "Изучение влияния стилей воспитания на формирование гендерных ролей", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 268

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom