» » » Темпераментальные факторы ответственности учителей

Темпераментальные факторы ответственности учителей

Вид работы
Предмет
психология
Количество страниц
69
Год издания
2014
Индивидуальный номер
7549
Автор
Анастасия Ильина

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1 Основные подходы к изучению ответственности 7
1.2 Структура, параметры ответственности 17
1.3 Корреляция свойств и типов темперамента с различными переменными ответственности 20
Выводы по главе I 26
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 28
2.1 Организация и методы экспериментального исследования темпераментальных факторов ответственности учителей 28
2.2 Описание результатов исследования ответственности и темперамента учителей 31
Выводы по главе II 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 48
Приложение 1 55
Приложение 256
Приложение 3 57
Приложение 4 58
Приложение 5 65


Список литературы
1. Абульханова К.А. Идеальности и реальности субъекта [Текст]/ Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов/ Под ред. В.И. Моросановой. – М. – Ставрополь: Издательство ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007. – С. 37 – 44.
2. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности [Текст]/ К.А. Абульханова – Славская// Психологический журнал. - 1985. - Т.6. - №5. - С. 3-12.
3. Алферова Е. И. Ответственность как метапрофессиональное качество личности учителя в процессе профессионального становления [Текст]/ дис. … канд. Психол. наук./ Е.И. Алферова; Екатеринбург: УрГПУ, 2010. – 365 с.
4. Алферова Е. И. Психологические особенности ответственности учителей в процессе профессионального становления [Текст]/ Е.И. Алферова, Э.Ф. Зеер// Журнал теоретических исследований.- 2007. - №6(48). – С. 59-69.
5. Анохин П. К. За творческое сотрудничество философов с физиологами [Текст]// Ленинская теория отражения и современная наука. – М.: София – С. 3-12
6. Ассаджоли Р. Психосинтез [Текст]/ Р. Ассаждоли. – М.: «Рофл – бук», 1997 – 305 с.
7. Бахмат Е.М. Актуальные проблемы психологии персональной ответственности [Текст]/ Е.М. Бахмат, А.А. Стреленко// Карминские чтения: материалы Всероссийской научной конференции, 15-17 ноября 2011 г. – СПб: ПГУПС, 2011. - С. 146 – 165.
8. Борцова М.В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект [монография]/ М.В. Борцова; Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. – 125 с.
9. Бурлачук, Л. Ф. Морозов, С. М. Словарь – справочник по психодиагностике[Текст]/Бурлачук, Л. Ф.// СПб.: Питер, 2001. – 528 с.
10. Волкова Т.К. Педагогическое сопровождение роста личностно-профессиональной ответственности учителя [Текст]/ автореф. дис.... канд. пед. наук : спец. 13.00.08 / Т.К. Волкова; Хабаровск: Издательство Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, 2009. — 215 с.
11. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность [Текст]/ Э. А. Голубева. – Дубна: «Феникс +», 2005. – 512 с.
12. Гулевская А.Ф. Педагогические условия формирования социаль¬ной ответственности студентов экономических специальностей [мо-нография] / А. Ф. Гулевская, В. П. Максимов. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. – 208 с.
13. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности: монография [Текст]/ Л.И. Дементий. – М.: Информ-Знание, 2005. – 188 с.
14. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности [Текст]/ диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук/ Л.И. Дементий; Москва: ГУ ВШЭ, 2005 – С. 329 – 333.
15. Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания [Текст]/ Л.И. Дементий; Омск: Изд-во Ом. гос. Ун-та, 2001. – 192с.
16. Дементий Л.И. Проблема ответственности в научном наследии С.Л. Рубинштейна и ее развитие в концепции ответственности личности как свойства субъекта жизнедеятельности [Текст]/ Психология развития человека в современном мире. Том 3. Психология развития и акмеология. Экзистенциальные проблемы в рудах С.Л. Рубинштейна и в современной психологии/ Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, В.В. Знаков, А.О. Александров. – М.: Изд – во «Институт психологии РАН», 2009. – С.245 – 280.
17. Журин О.А. Ответственность личности как условие психологической безопасности [Текст]/ Личность и ее жизненный мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского (Омск 3-4 октября 2013 г.)/ под ред. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОМ. гос. Ун-та, 2013.- с. 351 - 354.
18. Ильин В. В. Догматизм теории – дефицит ответственности. Философия и некоторые уроки прошлого / В. В. Ильин, А. Е. Разумов// Коммунист. 1988. - № 12. – С. 60–72.
19. Калашникова М.М. Ответственность личности как объект исследований в отечественной психологии [Текст]/ М.М. Калашникова// «Психолого-педагогический поиск». – 2011. - №3(19). – С. 153 – 163.
20. Калистратов П.Ю. Психологические детерминанты, критерии и структурные компоненты ответственности [Текст]/ материалы Юбилейной научно-практической конференции, посвященной 40 – летию кафедры психологии (9-10 декабря 2011г.) / П.Ю. Калистратов // Саратов: Издательский дом «Дельта», 2011. – С.44-52.
21. Касимцева А.В. Содержание и методы формирования моральной ответственности будущего учителя [Текст]/ автореф. дис.... канд. пед. наук: спец. 13.00.01. / А.В. Касимцева; Самара: «Издательство СНЦ РАН», 2007. — 20 с.
22. Кох М.Н. Личностные особенности принятия педагогом ответственности [Текст]/ дис. … канд. психол. наук : 19.00.07./ М.Н. Кох; Краснодар: ЦУПРМС, 2009. — 188 с.
23. Кох М.Н. Принятие ответственности как показатель эмоциональной включенности педагога в профессиональную деятельность [Текст]/ М.Н. Кох// Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы II межд. научн. – практ. конф., 21 апр. 2010 г./ Нижегород. гос. архитектур. – строит. ун-т.; редкол.: В.А. Кручинин [и др.] – Н.Новгород: ННГАСУ, 2010. – С.171-174.
24. Кудинов С.И. Ценностно – смысловая детерминация проявления различных типов ответственности личности [Текст]/ С.И. Кудинов, И.Б. Кудинова// «Вестник гуманитарного института ТГУ». – 2009. - №6. – С. 98 – 111.
25. Кузнецова Н.В. Формирование социальной ответственности у студентов педагогического вуза [Текст]/ Н.В. Кузнецова, В.С. Морозова// Сов. Педагогика. – 1983. - №5. – С. 93 – 96.
26. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологии [Монография]/ Б.Ф. Ломов, М.: Наука. – 1984. – с. 226.
27. Прангишвили А.С. Исследование по психологии установки [Текст]/ А.С. Прангишвили. – Тбилиси: «Мецниереба», 1967 – 340 с.
28. Прядеин В.П. Диагностика ответственности: Науч.-метод. пособие[Текст]/ В.П. Прядеин, Екатеринбург: УрГПУ, 1995. – 75 с.
29. Прядеин В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности [электронный ресурс]: дис. док-ра психол. наук: 19.00.01./ В.П. Прядеин; М.: РГБ, 2003. – 299 с.
30. Прядеин В.П. Ответственность как предмет психологического исследования [Текст]/ В.П. Прядеин. Екатеринбург: УрГПУ, 2007. – 209 с.
31. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: учебн. пособие [Текст]/ В.П. Прядеин. – Екатеринбург: УрГПУ, 2001. – 217 с.
32. Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности [Текст]/ В.П. Прядеин. – Екатеринбург: УрГПУ, 1998. – 291 с.
33. Прядеин В.П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования [Текст]/ В.П. Прядеин// Педагогика. Психология. – 2012. - №1. – С. 32-45.
34. Прядеин В.П. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1980. - С. 84-86.
35. Пшеничная В. В. Модель ответственности как общей компетенции учащегося среднего профессионального образования// Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии.- 2013. - №4(29). – С. 52 – 65.
36. Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст]: учебное пособие / Ратанова, Т. А. Шляхта, Н.Ф.//-3-е изд., испр. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 320 с.
37. Рудковский Э. Н. Свобода и ответственность личности [Текст]/ Э.Н.Рудковский. Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 1979. 152 с.
38. Сафин В.Ф. Психологическая сущность ответственности личности [Текст]/ В.Ф. Сафин // Теория и практика формирования коммунистического сознания. Уфа: «Скиф» - 1986. – 127с.
39. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание [Монография]/ А.Г. Спиркин. – М.: Политиздат, 1972 – 303 с.
40. Сычев О.А. Математические методы психологического исследования [Текст]: учебное пособие / О.А. Сычев, И.А. Сычев. – Бийск: БПГУ им.В.М. Шукшина, 2010. – 146 с.
41. Токарева Е.В. Конкурентоспособность личности – залог успешности в профессиональной деятельности [Текст]/ Е.В. Токарева// Психология и школа – 2008 - №3- С.76 – 83.
42. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: о философии поступка [Текст]/ Г.Л. Тульчинский. – Л: Издательство ленинградского университета, 1990. – 216 с.
43. Филиппов А.В. Производственная социология, психология и педагогика [Текст]: учебное пособие/ А.В. Филиппов, В.К. Липинский, В.Н. Князев – М.: Высшая школа, 1989. – 255 с.
44. Хекхаузен Хайнц. Мотивация и деятельность [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям "Психология", "Клиническая психология" / Хекхаузен Хайнц : науч. ред. пер. на рус. яз.: Д.А. Леонтьев, Б.М. Величковский. - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2003 ; : Смысл.: рис.,табл. - (Мастера психологии). 2004.- 686 с.
45. Шалдыбина О.Н. Проблема ответственности в отечественной психологии [Текст]/ Вестник Самарского государственного педагогического университета. Психология. – Самара: СГПУ, 2007 – 2008. – С. 47-54.
46. Юнг К.Г. Психология бессознательного [Текст]/ К.Г. Юнг. – М.: «Канон+», 2013 – 320с.
47. Якишева М.Р. Уровневая организация основных детерминант ответственности как свойство личности [Текст]/ М.Р. Якишева// «Среднее профессиональное образование». – 2013. - №2. – С. 27 – 28.
48. Якишева М.Р. Учебно-профессиональная ответственность: возможности диагностики и развития: учебное пособие/ М.Р. Якишева, Н. К. Чапаев; Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. Ун-т, 2013. – 71с.
49. Якишева, М.Р. Феномен ответственности в условиях учебно-профессиональной деятельности [Текст]/ М.Р. Якишева, И.В. Воробьева // 2-я Между-народная заочная научно-практическая конференция «Социология и психоло-гия: вклад в развитие личности и общества»: сборник материалов конференции, 15 февр. 2012 г. – Краснодар, 2012. – С. 184–190.
50. Ярощук М.Л. Ответственность как компетенция персонала [Текст]/ Проблемы в управлении социально-экономическими системами в условиях инновационного развития: сборник научных трудов VII региональной научно-практической конференции и XXXVII студенческой научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Челябинск, март 2013 г., апрель 2013 г.)/ Челяб. гос. ун-т. – Челябинск: Энциклопедия, 2013. – С. 407 – 409.

В условиях динамических изменений в сфере образования, происходящих в России, возрастает роль ответственности учителя как интегральной характеристики социально зрелой личности, способной к продуктивной профессиональной деятельности.
Дефицит специальных работ, направленных на изучение темпераментальных факторов ответственности учителей определили выбор тематики данной работы.
Целью исследования стало изучение темпераментальных факторов ответственности учителей.
Объект исследования-ответственность как психологический феномен.
Предметом исследования выступили темпераментальные факторы ответственности учителей.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует корреляция свойств и типов темперамента с различными переменными ответственности учителей.
В исследовании принимали участие 60 учителей МБОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов».
Методы исследования:
1. теоретические методы: анализ литературы по проблеме данного исследования;
2. эмпирические методы: тестирование (Вопросник «Ответственность» В. П. Прядеин) В ходе исследования было выявлено, что для испытуемых характерны следующие компоненты ответственности. Высокий уровень «когнитивной осмысленности», который предполагает схватывание стержневой основы ответственности, ее сути, глубокое и целостное представление качества. Также был выявлен высокий уровень «эмоциональности стенической», проявляющейся в ощущении положительных эмоций при выполнении ответственных дел. Эти параметры относятся к гармоническим составляющим, что говорит о выраженности ответственности. Остальные компоненты оказались на среднем уровне, что говорит об адекватном уровне ответственности.
Так же для исследования использовался Опросник Структуры Темперамента В.М. Русалова. Полученные данные позволяют говорить о том, что среди учителей наблюдаются характеристики темперамента формально-динамического аспекта с высокой социальной направленностью, что, несомненно, важно для учителей как представителей профессии «человек-человек». Ведь желание исследовать социальные формы деятельности, стремление к лидерству, общению, присвоение высокого ранга при освоении мира через коммуникацию позволяют учителю вести за собой учеников вперед к знаниям и заражать своим примером в постижении науки. Социальная действительность, наличие большого числа контактов среди окружающих (преимущественно учеников) требует от учителя высокой пластичности, легкости переключения в процессе общения от одного человека к другому, высоких скоростных характеристик речедвигательных актов. Именно эмоциональность и эмоциональная чувствительность позволяет учителю увидеть, кто из учеников отстает в понимании выданного материала.
3. методы математической статистики: Для того чтобы выявить наличие корреляции свойств и типов темперамента с различными переменными ответственности учителей был произведен статистический анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Были выявлены достоверные связи свойств и типов темперамента с различными переменными ответственности. Предлагаю обсудить результаты статистического анализа на более значимом 1% уровне. Жажда деятельности и постоянное стремление к напряженному умственному и физическому труду (ЭР) способствует снижению тщательности выполнения ответственного задания, но способствует преобладанию общественных интересов над личными (МС). Однако этому противоречит наличие агармонической связи (МЭ), говорящей о том, что стремление к активности и тяжелому физическому труду ведет к желанию обратить на себя внимание в процессе реализации ответственных дел, получить поощрение и избежать наказания, а также (РС) способствует завершению ответственных дел, связанных с личностным благополучием и самореализацией.
Жажда общественно значимой деятельности ведет к низкой тщательности выполнения ответственного задания, к преобладанию общественных интересов над личными, схватыванию стержневой основы ответственности и ее сути, т.е. глубокое и целостное ее понимание.
Способность к легкому переключению с одного важного дела к другому ведет к высокой активности и тщательному выполнению порученного дела, эти люди самокритичны и независимы во время выполнения ответственного дела. Однако поверхностное понимание проблемы часто может им мешать в ходе выполнения задания.
Скорость моторно-двигательных актов ведет к преобладанию общественных интересов над личными, и завершению ответственных дел связанных с личностным благополучием, самореализацией и развитием различных сторон и качеств личности.
Эмоциональность и чувствительность к неудачам в работе ведет к ощущению отрицательных эмоций при необходимости выполнения ответственного дела, переложению ответственности на других людей и обстоятельства. Также этим людям свойственно ощущать результаты, достигаемые субъектом при выполнении коллективных дел, результатом его самоотверженности и добросовестности.
Чувствительность и эмоциональность к коммуникативной сфере ведет к ощущению положительных эмоций при выполнении ответственного дела, схватыванию стержневой основы ответственности и ее сути. Так же эти люди считают результаты достигнутые коллективно при выполнении ответственного дела результатом собственной самоотверженности и добросовестности. Но имеются и противоречащие результаты, так например эти люди будут испытывать отрицательные эмоции при необходимости выполнения ответственного дела, поверхностно понимать ответственность и рассматривать ее лишь с одной определенной стороны.
Таким образом можно сказать, что результаты статистического анализа подтверждают наличие корреляции свойств и типов темперамента с различными переменными ответственности учителей. Следовательно, гипотеза исследования подтверждена.

Цена: 10000 руб

Дипломная работа по предмету "психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Темпераментальные факторы ответственности учителей". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Темпераментальные факторы ответственности учителей" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Темпераментальные факторы ответственности учителей", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Темпераментальные факторы ответственности учителей". Если Вы не имеете своего плана работы "Темпераментальные факторы ответственности учителей", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 452

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom