Особенности психологической культуры будущих педагогов
Дипломная работа по предмету "психология"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Особенности психологической культуры будущих педагогов". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Особенности психологической культуры будущих педагогов". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Особенности психологической культуры будущих педагогов" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Особенности психологической культуры будущих педагогов", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Особенности психологической культуры будущих педагогов". Если Вы не имеете своего плана работы "Особенности психологической культуры будущих педагогов", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 654
Включает презентацию и речь к защите
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической культуры педагогов
1.1. Основные подходы к определению понятия психологической культуры 6
1.2. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога 10
1.3. Теоретическая модель психологической культуры в педагогическом взаимодействии образовательной среды 16
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической культуры будущих педагогов 24
2.1. Программа исследования. 24
2.2. Анализ результатов исследования 25
2.3. Рекомендации по повышению уровня психологической культуры будущих педагогов.
Заключение 46
Список использованной литературы 50
Приложения 53
Введение
Современное образование в условиях модернизации делает акцент на становление базовых компетенций учащихся, которые являют собой основу личностной культуры субъекта образовательного процесса. Часть этого процесса - психологическая культура. Главным образом, к проблемной тематике относится развитие общей и психологической культуры у педагога, поскольку он, прежде всего личность, профессионально значимая в той мере, в которой причастна к духовной ценностям, выработанным человечеством, и в которой способна приобщить к этим ценностям других людей [20, c.35].
В настоящее время в нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных поступках, отношениях, переживаниях и т.п. [9, c.122]
Анализ состояния и проблем современной школы констатирует, что из социального института, ориентированного на повышение культуры в обществе, школа превратилась в рядового потребителя культурной продукции. Психологи отмечают отрыв современного образования от культуры в целом, поскольку в школьных предметах преобладает логическая компонента, и явно в ущерб историко-культурной и социокультурной составляющей знаний. В результате произошел разрыв образования и культуры, образования и жизни и даже образования и науки [29, c.33].
Поэтому представляется важным теоретическое изучение понятия и структуры психологической культуры педагога применительно к будущему учителю, преподавателю или воспитателю. В практическом плане – исследование профессионально-психологической культуры будущего педагога у студентов вуза на этапе профессионализации.
Психологическая культура личности является для науки достаточно новым понятием. В настоящее время существуют определенные подходы к исследованию данной проблемы, отраженные в трудах зарубежных и отечественных психологов.
Научные разработки понятия психологическая культуры представлены В. Вундтом, К. Юнгом, А. Маслоу, З. Фрейдом, Н.Я. Басовым, Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, В.В. Семикиным, О.И. Мотковым, С.Л. Рубинштейном, С.П. Ивановой и др.; основные подходы к изучению психологической культуры личности и профессионала, специалиста изложены в работах А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова, Л.Д. Деминой, Д.В. Каширского, Л.С. Колмогоровой, О.Г. Холодковой и др.; понимание функций психологической культуры и ее роли в деятельности педагога изучены А.Г. Асмоловым, А.К. Марковой, Н.В. Кузьминой, В.А. Петровским, Г.А. Цукерман и др.; исследования психологической культуры у студентов - педагогов как основы их будущей профессиональной деятельности, проведены В.В. Семикиным, В.А. Аристовой, А.Б. Кузьминой и другими.
Таким образом, цель настоящего исследования - изучение особенностей профессионально-психологической культуры будущего педагога.
Объект исследования - феномен психологической культуры будущего педагога.
Предмет исследования - особенности психологической культуры будущего педагога.
В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Психологическая культура педагогов является объединительным образованием личности, определяющим функциональные и субъективные параметры эффективности профессиональной деятельности.
2. Структура и уровень выраженности психологической культуры будущих педагогов школы имеют как инвариантные, так и специфические особенности проявления.
Задачи исследования:
? обоснование совокупности положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования психологической культуры и её формирования у будущего учителя;
? разработка теоретической модели профессионально-психологической культуры учителя;
? выявление критериев, показателей и уровней функционирования психологической культуры педагога.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования; эксперимент; психодиагностика по методикам «Психологическая грамотность», диагностика волевого самоконтроля (А.Г. Зверьков и Е.В. Эйдман), «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова); методы интерпретации, качественной и количественной обработки результатов исследования.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.