Читательское восприятие детей старшего дошкольного возраста на примере "сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина
Дипломная работа по предмету "Педагогика"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Читательское восприятие детей старшего дошкольного возраста на примере "сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Читательское восприятие детей старшего дошкольного возраста на примере "сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Читательское восприятие детей старшего дошкольного возраста на примере "сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Читательское восприятие детей старшего дошкольного возраста на примере "сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Читательское восприятие детей старшего дошкольного возраста на примере "сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина". Если Вы не имеете своего плана работы "Читательское восприятие детей старшего дошкольного возраста на примере "сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 824
Введение
Глава 1 Теоретико - методологические основы читательского восприятия и художественного своеобразия сказки
1.1 Художественное своеобразие «Сказки о Рыбаке и Рыбке» А. С. Пушкина
1.2 Читательское восприятие как психический процесс
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса читательского восприятия детьми старшего дошкольного возраста
2.1.Ход экспериментального исследования
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Актуальность. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе – усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому проблема литературного развития детей неоднократно становилась предметом изучения ученых и исследователей гуманитарной области знания.
В 80-х годах XIX в. начали широко изучать проблему читательского восприятия. Место ребенка в нем определялось как зависимое. Возникали споры по поводу того, может ли не читающий самостоятельно ребенок называться читателем. Слово «читатель» многие истолковывали лишь как «умеющий читать», тогда как другие ученые утверждали, что термин «читатель» распространяется и на ребенка-дошкольника, не умеющего читать, поскольку отражает общие особенности восприятия и понимания книги, свойственные слушанию в той же мере, что и чтению.
Самое большое внимание дошкольнику как читателю уделялось в годы социальных переломов. И не только потому, что государство, общество, семья видели в нем будущего активного участника социальных событий. Ведь развитие детей осуществляется в процессе организации различных видов деятельности, в том числе во время изучения художественной литературы [12. С. 15–20].
В ХХ в. данная проблематика подвергается более глубокому осмыслению. В частности, в центре внимания ряда ученых становятся вопросы специфики восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста (Е. А. Флёрина, О. И. Никифорова, Л. М. Гурович), изучается интерес детей к книге и к чтению (Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Р. И. Жуковская). Следует также отметить исследования, посвященные вопросу читательского развития детей (З. А. Гриценко, Т. А. Новикова, Е. Л. Гончарова). Вопрос литературного развития детей оказался в зоне внимания таких современных ученых, как Н. Д. Молдавская, А. Г. Ковалев, О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, А. Г. Гогоберидзе, Л. А. Левин.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой происходит развитие умственных способностей детей, формирование элементов художественного словесного творчества ребенка. В свою очередь словесное творчество понимается как наиболее сложный вид творческой деятельности человека, возникающий под влиянием произведений искусства, рассказов, сказок, стихов и впечатлений от окружающей жизни. Детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребенком, семьей.
В настоящее время процесс дошкольного образования претерпевает значительные изменения. Предъявляются новые требования к организации работы педагога, условиям реализации образовательной программы. В связи с этим на современном этапе, планируя работу с ребенком, необходимо, с одной стороны, учитывать все изменения, связанные с процессом реформирования образования, с другой, как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Посредством книг ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать события, происходящие в нем, приобщается к нравственным и культурным ценностям. Именно поэтому мы считаем, что проблема читательского восприятия детей актуальна в современном мире и требует решения со стороны взрослых: педагогов и родителей. На сегодняшний день литературному развитию уделяется недостаточно внимания в повседневной жизни ребенка, и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ему приобщиться к миру литературы.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия авторской сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия авторской сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается в центре внимания, и методических разработок на эту тему недостаточно.
В настоящее время педагоги допускают ошибки, когда авторская сказка не подходит по возрастным особенностям ребенку, она либо сложная для его восприятия, либо не интересная в силу простоты и легкости. Также сами педагоги не пользуются приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия авторской сказки детьми дошкольного возраста.