» » » Изучение особенностей развития способностей у подростков 12-13 летнего возраста

Изучение особенностей развития способностей у подростков 12-13 летнего возраста

Вид работы
Предмет
педагогика
Количество страниц
64
Год издания
2014
Индивидуальный номер
4508
Автор
Ulias

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме изучения особенностей развития способностей у подростков 12-13-летнего возраста………………………………………………………………….7
1.1. Понятие о способностях в психологических исследованиях………...7
1.2. Различные авторские подходы к пониманию способностей в подростковом возрасте……………………………………………………………15
1.3. Признаки и виды способностей подростков………………………....20
1.4. Специфика развития способностей в подростковом возрасте……...25
Выводы по главе 1………………………………………………………….31
Глава 2. Изучение особенностей развития познавательных способностей у школьников-подростков 12-13-летнего возраста…...33
2.1. Программа исследования……………………………………………...33
2.2. Методика проведения исследования…………………………………35
2.3. Анализ результатов исследования особенностей развития познавательных способностей у подростков 12-13 лет………………………....43
2.4. Практические рекомендации педагогам и родителям в плане развития познавательных способностей подростков 12-13 лет………………..50
Выводы по главе 2………………………………………………………….57
Заключение………………………………………………………………..58
Список литературы……………………………………………………...61
Приложения……………………………………………………………….64

Введение

Актуальность темы. Выявленные способности у детей— это всегда предмет большой гордости родителей, но все же они является еще и достаточно большой проблемой. Каждый ребенок одарен по-своему, но как выявить его способности и таланты и впоследствии их развивать, в психологии и педагогике является актуальным вопросом в изучении. Ведь, как известно, одаренность, талант, гениальность начинают проявляться в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуально-познавательные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности. Различия в степени, качестве и направленности развития способностей человека предопределены природой, генетическим фондом. Каждый нормальный ребенок наделен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых и достаточных социальных условиях развивать их в себе [13, c.233].
Способные дети могут проявлять себя в различных сферах деятельности. Это и спорт, и музыка, и изобразительное искусство, танцы, могут проявлять лидерские качества, а также демонстрировать способности в интеллектуально-познавательной сфере. По началу выявить наличие способностей у детей — это задача родителей, а затем этим занимаются педагоги детского сада и школы. Ведь проявления способностей могут со временем угасать, если соответствующим образом их не развивать.
С учетом выше изложенного в нашей стране Министерством образования Российской Федерации даже была создана Федеральная целевая программа «Одаренные дети» и разработана «Рабочая концепция одаренности», которая утверждает об необходимости создания условий, которые обеспечивали бы выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. И этим концепция ставит одной из приоритетных задач современного общества.
Именно наличие социального заказа, указывается в концепции, должно способствовать интенсивному росту работ в этой области, которые заключаются в серьезной просветительской работе среди учителей и работников народного образования. Также речь идет о сложности решения этих задач, которая определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам [4, c.5].
При решении этих задач надлежит опираться на строгие научные данные, объясняющие характер, содержание и специфику развития способностей учащихся, находящихся на разных возрастных этапах. Несмотря на значительный эмпирический материал, в сочетании с большим многообразием теоретических концепций и попыток дать характеристику развития способностей в разные возрастные периоды, на сегодняшний день отсутствует единство и сохраняется противоречивость взглядов на данный процесс.
Таким образом, наряду со складывающимися в стране экономиче¬скими и социальными условиями, которые требуют возрождения и развития нацио¬нальной культуры, необходимо вызывать к жизни потребность в решении целого ряда проблем, которые связаны с воспитательным процессом и развитием личности ребенка. Современные направления обществен¬ного развития вызывают к жизни новые ориентации в воспитании интеллектуально-познавательно способных детей подросткового старшего школьного возраста.
В настоящее время различные подходы к развитию умственных способностей детей и подростков нашли отражение в работах классиков психологии П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Н.Д. Левитова, Н.С. Лейтеса, Д.Б. Эльконина и др. Комплексные исследования развития психических функций и познавательных способностей в отдельные возрастные периоды выполнены Б.Г. Ананьевым и его учениками (Г.И. Акинщикова, Е.И. Степанова, Л.Н. Грановская, Я.И. Петров, A.M. Игнатенко, Е.Ф. Рыбалко и др.).
Цель исследования: изучение особенностей развития способностей у подростков 12-13 летнего возраста.
Объект исследования: особенности развития способностей в период подросткового возраста.
Предмет исследования: динамика, структурные особенности и закономерности развития познавательных способностей школьников 12-13-летнего возраста.
Гипотеза исследования:
 мы предполагаем, что процесс развития познавательных способностей детей в возрастном периоде 12-13 лет имеет свою специфику;
 есть особенности в развитии познавательных способностей у детей 12-летнего и детей 13-летнего возраста;
 процесс развития познавательных способностей у мальчиков и девочек 12-13-летнего возраста неодинаков.
Задачи исследования:
 изучить понятие о способностях в различных психологических исследованиях;
 рассмотреть различные авторские подходы к пониманию специфики развития способностей в подростковом возрасте;
 изучить особенности развития познавательных способностей у школьников 12-13 лет в аспекте половозрастных различий;
 разработать практические рекомендации педагогам и родителям в плане развития способностей подростков 12-13-летнего возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы, эксперимент (констатирующий), количественный и качественный анализ полученных результатов; метод математической обработки данных.
Методики исследования: стандартизированный комплекс экспресс-методик, разработанный Соловьевой О.В.: «Глазомер на углы»; «Запоминание несвязанного материала; «Аналогии». Анализ отношений; «Круги».
Выборка: в исследовании приняли участие 30 учащихся 6 и 7 классов в возрасте 12-13 лет. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 1 р. п. Тумботино Павловского района, Нижегородской области с 03.02.2014 по 02.03.2014 г.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут существенно пополнить эмпирические данные и представления о методиках проведения изучения особенностей развития способностей у подростков 12-13 лет.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

В рамках дипломной работы были рассмотрены теоретические и практические вопросы изучения особенностей развития способностей у подростков 12-13-летнего возраста. Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Мы выяснили, что под способностями понимаются индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Способности в подростковом возрасте проявляются в виде того, что ребенок отличается функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство). Таким образом, способности подростка можно классифицировать на общие способности, специальные способности, теоретические и практические способности, а также познавательные и творческие способности.
Было установлено, что старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей. В учении формируются общие интеллектуальные, познавательные, творческие способности. Подростковый возраст являются достаточно сензитивными для развития всего этого комплекса разнообразных способностей.
В ходе практической часть работы была проведена психологическая диагностика по выявлению познавательных способностей подростков 12-13 лет. По результатам работы можно сказать, что проблема закономерностей развития познавательных способностей учащихся в период школьного онтогенеза является одной из сложнейших. В процессе практической деятельности был предпринят анализ и упорядочение проблемы развития познавательных способностей. Так же был выявлен термин «познавательных способностей». Целью данного исследования явилось выявление особенностей развития основных компонентов познавательных способностей учащихся 6-7 классов, это восприятие, память, мышление и воображение.
Таким образом, по результатам психологической диагностики познавательных способностей у подростков 12-13 лет можно сделать выводы, что по возрасту 12 и 13 лет они не особо различаются. Единственными значительными расхождениями в показателях, были показатели мышления и воображения, в шестом классе у 12 -летних показатель воображения оказался выше, чем показатель у семиклассников. А показатель мышления существенно выше у 13-летних, чем у 12-летних.
Полученные результаты можно объяснить тем, что мышлению свойственно развиваться. Оно развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности и на каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Воображение же развивается интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Далее, как показало исследование, по всем компонентам познавательных процессов девочки намного превосходят мальчиков. Данные результаты можно объяснить спецификой выборки для исследования. Девочки, как правило, учатся лучше мальчиков и, соответственно, познавательные процессы развиваются лучше. Слабость мальчиков в обучение, соответственно тормозит развитие познавательных процессов. И все же интересно заметить, что результаты оказались неожиданными. Были выявлены учащиеся мальчики с хорошими показателями познавательных способностей, но обучающиеся на удовлетворительно.
Следует отметить, что в подростковом возрасте некоторые познавательные процессы, как внимание, память, воображение уже приобрели некую самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле. В этот период начинает выявляться индивидуально доминирующая ведущая функция: каждый подросток может сам отрефлексировать, какая из функций является для него наиболее значимой.
На основании этого в исследовании были предложены психологические рекомендации по развитию познавательных способностей у подростков с использованием современных методик, упражнений и тестов. Перед психологом встает сложнейшая задача: организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия детей друг к другу, детей и взрослого, оказать помощь в процессе саморазвития.
Одно из возможных решений этой задачи — использование и разработка имеющихся в психологической литературе личностных развивающих программ, способных помочь подросткам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее. Многочисленные исследования доказали, что наиболее эффективно эти программы реализуются в групповых формах работы, что объясняется, в частности, особой ролью, которую в указанном возрасте играет общение со сверстниками. По существу, грамотно составленные и профессионально реализованные в группах развивающие программы могут рассматриваться как «зона ближайшего развития» подростков. Следует учесть, что программы должны быть преемственными и соответствовать основным потребностям развития того или иного возрастного периода [32].
Таким образом, анализ и систематизация различных методических подходов к изучению познавательных способностей детей-подростков дает возможность для обобщения материала, накопленного в рамках разных теорий, и позволяет получить более полную характеристику процесса развития познавательных способностей детей в возрастном периоде 12-13 лет.
Следовательно, выдвинутые нами цель, задачи и гипотеза нашли свое подтверждение в ходе исследования.
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. – 15 с.
3. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 N Пр-271).
4. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Богоявленская Д. Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., МеликПашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С.: — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2009. —97 с.
5. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология, М.: МГППУ, 2006. – 374 с.
6. Бакаева О.Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Елец, 2009. - 206 c.
7. Богачкина Н.А. Психология. Конспект лекций. М.: 2007. - 160 с.
8. Винославська А.В., Бреусенко-Кузнецов О.А., Зливков В.Л., Васильева О.С. Психология. Учебное пособие / К.: Фирма «ИНКОС», 2005. - 351 c.
9. Григорьева Т.В. Основы конструктивного общения: практикум. – Новосибирск: Изда-тельство Новосибирского университета, 2001. – 117 с.
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М.: Владос-Пресс, 2008. - 264 с.
11. Кулемзина А.В. Одаренные дети как ценность современной педагогики. – М., 2005. – 118 с.
12. Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008. – 467 с.
13. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М, 2008.—607с.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. дед. учеб. заведений: ВЗкн.-4-еиад.-М.:Гуманит.иад.центрВЛАДОС, 2000. -Кн. 1: Общие основы психологии.- 688 с.
15. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей и направлений/ под ред. Л.В. Загрековой, В.В.Николиной.-Н.Н.:НГПУ,2011.- 232 с.
16. Першукова А.В. Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с.
17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 2001. — 384 с.
18. Соловьева О.В. Теоретико-экспериментальное изучение развития познавательных способностей школьников: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.07: Ставрополь, 2005. - 410 c.
19. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 2000. — 623 с.
20. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2006.— 192 с.
21. Хилько М.Е., Ткачева. Психология. Конспект лекций. М.С. М.: 2010. - 194 с.
22. Экземплярский В.М. Проблема одаренности. Измерение одаренности как теоретическая и практическая проблема // Что такое одаренность / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, 2010. – 124 с.
23. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Alma matter. – 2010. - № 7. – С. 40-45.
24. Богоявленская Д. Б. Одаренность: ответ через полтора столетия [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2010. - № 3. – С. 3-17.
25. Дмитриенко В.А., Кулемзина А.В. Феномен детской одаренности в теоретико-педагогическом осмыслении // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2005. - № 2. – С. 56.
26. Лейтес, Н. С. О признаках детской одаренности / Н. С. Лейтес // Управление современной школой. Завуч. – 2009. - № 8. – С. 45-51.
27. Богачева Е. Ищем таланты... Как определить способности ребенка. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.2mm.ru/razvitie/847/ischem-talanty...-kak-opredelit-sposobnosti-rebenka
28. Краснова В.И. Понятие «одаренный подросток» как системное явление. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=89:2011-03-08-19-38-27&id=1558:-l-r------&Itemid=75
29. Овчаров А. Выявление способностей у детей и их развитие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.child-psy.ru/normarazvitiya/827.html
30. Набор упражнений для развития памяти у подростков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/training/2/trn94.html
31. Психология от А до Я. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/training/indexcg.html
32. Развитие воображения подростков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://podrostok-psiholog.narod.ru/razvitie-voobrazhenie.htm

Цена: 2800 руб

Дипломная работа по предмету "педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Изучение особенностей развития способностей у подростков 12-13 летнего возраста". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Изучение особенностей развития способностей у подростков 12-13 летнего возраста" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Изучение особенностей развития способностей у подростков 12-13 летнего возраста", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Изучение особенностей развития способностей у подростков 12-13 летнего возраста". Если Вы не имеете своего плана работы "Изучение особенностей развития способностей у подростков 12-13 летнего возраста", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 747

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom