Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие
Дипломная работа по предмету "Литература"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие". Если Вы не имеете своего плана работы "Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 1 076
Работа защищена на отлично.К работе прилагается вступительная речь. Уникальность - 100 %
Введение
Глава 1. Способы отражения реальности в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» .7
1.1.Конкретно-исторические события 8
1.2.Зарисовки быта 13
1.3. Особенности речи 16
1.4. Картина нравов 19
Глава 2. «Мильон терзаний»: комедия А. С. Грибоедова в плане общественного и критического самосознания 25
2.1. На злобу дня: комедия в критических баталиях 1820-1830-х годов 25
2.2. Становление «научного» канона восприятия от Белинского к Гончарову 37
Заключение 47
Библиография .50
Библиография
1. Баженов А. М. К тайне "Горя". А. С. Грибоедова и его бессмертная комедия. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд - во МГУ, 1990
2. Белый А. Осмеяние смеха. Взгляд на «Горе от ума» через плечо Пушкина // Московский пушкинист. – М., 2000.
3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М., 1953. - Т. 1
4. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М., 1953. - Т. 3
5. Билинкс Я. С. На повороте истории, на повороте литературы (О комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"). // Билинкс Я. Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969.
6. Бирюков Ф. Некоторые замечания по поводу «Горе от ума». Вопросы литературы, 1959. №2, с. 203.
7. Вестник Европы, 1809 год, ч. 44
8. Вестник Европы, 1825 год, № 6
9. Вестник Европы, 1825 год, № 10.
10. Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. П. Я. Чаадаев – Очерки прошлого. – М., 1989.
11. Гладыш И. А., Динесман П. Г. Горе от ума. Страницы истории. - М., 1967.
12. Голлер Б. «Горе от ума» в современном мире. - Вопросы литературы, 2009. № 4, с. 270 -291.
13. Гончаров И. А. Мильон терзаний. - М.: Дружба народов, 1997.
14. А. С. Грибоедова "Горе от ума" комедия в четырех действиях в стиха. - М.: Советская Россия, 1989.
15. А. С. Грибоедова Горе от ума . Ред. И.Д. Гарсунова - СПб., 1875.
16. Грибоедов А. С. «Горе от ума». Анализ текста. – М.: Дрофа, 2000.
17. Дубровин А. А. А. С. Грибоедов и художественная культура его времени. – М., 1993, выпуск 2.
18. Дубровин Русская жизнь в начале 19 века. - РС, 1899
19. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 2000.
20. Илъев С. П. «Ум» и «горе» в комедии Грибоедова. Проблемы творчеств А. С. Грибоедова. – Смоленск, 1994.
21. Катенин П. А. Избранные произведения. – М. –Л., 1965.
22. Карман Б. О. Конфликт, герой и автор в комедии Грибоедова «Горе от ума» // Метод и мастерство. Русская литература. – Вологда, 1970.
23. Кюхельбекер В. К. Дневник - Л., 1920.
24. Лебедев А. А. Грибоедов; факты и гипотезы. –М., 1980.
25. Лопатин В. В. Чужевластие в "Горе от ума". - Русская речь, 1976, № 4, с. 73-77
26. Лотман Д. И. Беседы о русской культуре - yanko.lib.ru/ann/lotman-besedu_o_russ_cult-a.htm
27. Мартовский И. К. Работа А. С. Грибоедова над языком комедии "Горе от ума" - Русский язык в школе, 1970, № 3, с. 15 – 20
28. Медведева И. Н. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. – М., 1974.
29. "Московский телеграф", 1830 год, № 11-12
30. Муравьев - Апостол И. М. Письма из Москвы в Нижний Новгород - Спб, 2002.
31. И. Мятлев Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже - www.geopoesia.ru/ru/poem-historic/germany/myatlev/poem1.html
32. Нечкина М. В. Грибоедова и декабристы. - М., 1947
33. Нечкина М. В. Функция художественного образа в историческом процессе // Сборник. – М., 1982.
34. Орлов А. С. Язык русских писателей. - М. - Л., 1948.
35. Петрищева Л. И., Пранцова Г. В. А. С. Грибоедов. Изучение в школе: Учебно-методическое пособие. - М.: Флинта: Наука, 2001
36. Петров С. Н. «Горе от ума» - комедия А. С. Грибоедова. – М., 1981.
37. Писарев Д. И. Сочинения - М., 1965.
38. Пиксанов Н. К. Творческая история "Горе от ума". - М., 1971.
39. Пиксанов Н. К. Грибоедов. Исследования и характеры. - Л., 1934.
40. Пиксанов Н. К. Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова. – М., 2000.
41. Пиксанов Н. К. другая точка зрения. – Нева, 1963, № 2.
42. Пистунова А. Зеркало "Горя от ума". - М., 1970.
43. Полевой К. А. О жизни и сочинениях А. С. Грибоедова – М., 1980.
44. Полярная звезда. Литературный альманах. - 1825 год.
45. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 14 т. - Л., 1937. - Т. 13.
46. Пушкин А. С. Путешествие в Арзурум во время похода 1829 года - www.rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0870.htm
47. Русское слово. - 1855, 12
48. Сломинский А. «Горе от ума» и комедия эпохи декабристов. // А. С. Грибоедов. 1795 0 1829. – М., 1987.
49. Смольников И. Ф. Комедия Грибоедова «Горе от ума». – М., 1986.
50. Современник - 1855 год, 12.
51. Соловьев В. Живые и жильцы. Философия и композиция «Горя от ума». – Вопросы литературы, 1970, №11.
52. Сомов О. М. Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию "Горе от ума" и о характере Чацкого - feb-web.ru/feb/griboed/critics/krit/krit04.htm
53. Степанов Л. А. Эстетическое и художественное мышление А. С. Грибоедова. – Краснодар, 2001.
54. "Сын Отечества", 1835, № 10
55. Томашевский Б. В. Стих "Горя от ума". - В кн.: Томашевский Б. В. Стих и язык. Филологические очерки - М. - Л., 1959.
56. Тодоров Л. В. Драматургический стих Грибоедова. – Литература в школе, 2007, № 9.
57. Тынянов Ю. Н. Сюжет «Горя от ума» //Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современник. – М., 1968.
58. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума": Комментарии. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
59. Фомичев А. С. Грибоедов: Энциклопедия. – СПб., 2007.
60. Шелепина О. Е. Роль и значение А. С. Грибоедова в истории русского литературного языка. Львов, 1963
61. Цимбаева Е. Художественный образ в историческом конспекте (Анализ биографий персонажей «Горе от ума»). – Вопросы литературы , 2003, № 4, с. 98 – 139.
Введение
Вот уже без малого два века истолковывается критиками и литературоведами бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Казалось бы, к нынешнему времени о ней сказано буквально все: образы героев рассмотрены разносторонне, мысль и пафос произведения проинтерпретированы на любой вкус и «подогнаны» под различные социальные концепции. О «Горе от ума» высказался весь цвет русской литературы, произведению дани оценку критики всех направлений.
Комедия Грибоедова давно уже стала традиционно изучаемой в школе, а «крылатые фразы», в точности с пророчеством А. С. Пушкина «разлетелись в народ». Много говорилось о проблематике, жанровых особенностях комедии, обрисовке в ней эпохи и даже о философском смысле « Горе от ума», анализировались образы персонажей. Непременно следует отметить, что комедия –произведение переломное, стоящее между двумя эпохами – « веком нынешним и веком минувшим» , т.е. 18 и 19 веками. Содержание комедии охватывает множество реальных событий рубежа веков, изобилует злободневными намеками, реалиями Грибоедовского времени, преддекабристским «кипением умов».
В комедии гармонично синтезировались ценности литературного опыта классицизма и новые реалистические тенденции.
Довольно много говорится о преемственности литературы, и в этом смысле сам текст гениальной комедии – наглядное свидетельство такой преемственности, и развития традиционных для русской сатиры тем и идей, а так же средство полемической борьбы с литературными штампами. При этом подобного рода полемика имеет вполне определенную политическую окраску.
Преемственные связи «Горя от ума» с литературой 18 века наиболее полно выявляются благодаря историко-литературному анализу событий, описываемых или упоминаемых в тексте комедии. Изучению бытовой «канвы» произведения, а точнее, способам отражения современной героям произведения действительности, во многом и посвящено настоящее исследование, по крайне мере, его первая глава.
Кроме того, появление комедии «Горе от ума» вызвало резонанс в литературной и критической сфере. Диапазон оценок комедии столь широк, что Чацкий представал то патологическим умником, то патологическим глупцом, то западником, то славянофилом. Поэтому так важно для понимания текста комедии сегодня попытаться разобраться в эпитетах, раздаваемых героям, и в разнообразии трактовок произведения «критическими умами». Несомненно, каждая последующая эпоха, выразители различных умонастроений и политических доктрин увидели в комедии подтверждение собственных тезисов относительно пути развития России и ее общественного строя, по-разному оценивали через Грибоедовское произведение прошлое и будущее страны. Однако ясно одно: изучение критики, посвященной «Горю от ума» – это ключ к истолкованию смысла произведения, позволяющий выйти на новые ответы относительно проблематики комедии и поставленных в ней больных вопросов русской жизни.
Несомненно, в современном мире с его плюрализмом и политической нестабильностью и в сегодняшнем литературоведении с его многообразием подходов, подобного рода анализ бессмертной комедии является актуальным.
Поэтому в качестве основной целью настоящей работы можно выделить следующие положения:
1. Анализ способов отражения действительности в комедии, с опорой, непосредственно, на ее текст и литературно-общественные контексты Грибоедовской эпохи;
2.Сопутствующей этой задачи анализ критической литературы, посвященной комедии; попытки на этой основе составить классификацию критических воззрений на комедию.
Исходя из поставленных целей, выделяем следующие задачи:
1.Определить критерии, на основе которых может производиться оценка реальности / вымышленности фактов, упомянутых в тексте;
2.Изучить оценки, данные комедии литераторами 1820-30-х годов и наиболее выдающимися русскими критиками;
3.На этой основе анализ того, как идеи и пафос комедии используют представители различных общественных и политических течений;
4.Рассмотреть,через призму критического восприятия, как повлияла комедия на дальнейшее развитие литературы и критики.
Опираясь на заявленные подходы к анализу, мы постараемся обосновать то, что комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» – произведение особое, с точки зрения синтеза реалий двух эпох; комедия переходная, «промежуточная». Отсюда – неоднозначность критики. Здесь наиболее уместны слова И. А. Гончарова: «Комедия «Горе от ума» держится каким–то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова». [13 , 94 ]
Для доказательства последнего тезиса рабочей гипотезы (о неоднозначности критики) мы опираемся на критические работы многих литературных и критических деятелей. Наибольший интерес для нас представляют критические работы писателей и журналистов пушкинской эпохи, В. Г. Белинского и И. А. Гончарова.
Методологическую базу исследования составляют труды Н. К. Пиксанова, который разносторонне проанализировал творческую историю комедии; для понимания ее многогранного смысла также привлекаются монографии и статьи М. О. Гершензона, С. А. Фомичева, И. А. Гладыша и П. Г. Динесмана и мн.др.
В процессе работы были использованы принципы системно-целостного и историко-литературного анализа, что позволило выявить типичность изображенных в комедии реалий и составить условный «кластер» критических оценок комедии.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
Введение: здесь в общем виде ставится проблема, цели и задачи исследования, обосновывается актуальность работы, и используемые в дальнейшем аналитические принципы.
Глава 1 «Способы отражения реальности в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Цель данного раздела исследования – выявить «приметы времени», отраженные в произведении, продемонстрировать их функциональную нагрузку и значимость для раскрытия идеи произведения. В рамках данной главы нас интересуют типические подробности, показывающие переход жизни от одной эпохи к другой.
Глава 2 «Мильон терзаний»: комедия А. С. Грибоедова в плане общественного и критического самосознания. Здесь под углом зрения, заданным названием, анализируются наиболее интересные, репрезентативные литературные оценки комедии выдающиеся в плане понимания грибоедовского замысла. Попутно мы следили, как меняется оценка критики в свете той или иной общественно - политической идеи.
В заключении содержатся основные выводы по проведенному исследованию.