» » » Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие

Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие

Вид работы
Предмет
Литература
Количество страниц
54
Год издания
2014
Индивидуальный номер
2838
Автор
Mina

Работа защищена на отлично.К работе прилагается вступительная речь. Уникальность - 100 %


Введение
Глава 1. Способы отражения реальности в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» .7
1.1.Конкретно-исторические события 8
1.2.Зарисовки быта 13
1.3. Особенности речи 16
1.4. Картина нравов 19
Глава 2. «Мильон терзаний»: комедия А. С. Грибоедова в плане общественного и критического самосознания 25
2.1. На злобу дня: комедия в критических баталиях 1820-1830-х годов 25
2.2. Становление «научного» канона восприятия от Белинского к Гончарову 37
Заключение 47
Библиография .50


Библиография
1. Баженов А. М. К тайне "Горя". А. С. Грибоедова и его бессмертная комедия. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд - во МГУ, 1990
2. Белый А. Осмеяние смеха. Взгляд на «Горе от ума» через плечо Пушкина // Московский пушкинист. – М., 2000.
3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М., 1953. - Т. 1
4. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М., 1953. - Т. 3
5. Билинкс Я. С. На повороте истории, на повороте литературы (О комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"). // Билинкс Я. Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969.
6. Бирюков Ф. Некоторые замечания по поводу «Горе от ума». Вопросы литературы, 1959. №2, с. 203.
7. Вестник Европы, 1809 год, ч. 44
8. Вестник Европы, 1825 год, № 6
9. Вестник Европы, 1825 год, № 10.
10. Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. П. Я. Чаадаев – Очерки прошлого. – М., 1989.
11. Гладыш И. А., Динесман П. Г. Горе от ума. Страницы истории. - М., 1967.
12. Голлер Б. «Горе от ума» в современном мире. - Вопросы литературы, 2009. № 4, с. 270 -291.
13. Гончаров И. А. Мильон терзаний. - М.: Дружба народов, 1997.
14. А. С. Грибоедова "Горе от ума" комедия в четырех действиях в стиха. - М.: Советская Россия, 1989.
15. А. С. Грибоедова Горе от ума . Ред. И.Д. Гарсунова - СПб., 1875.
16. Грибоедов А. С. «Горе от ума». Анализ текста. – М.: Дрофа, 2000.
17. Дубровин А. А. А. С. Грибоедов и художественная культура его времени. – М., 1993, выпуск 2.
18. Дубровин Русская жизнь в начале 19 века. - РС, 1899
19. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 2000.
20. Илъев С. П. «Ум» и «горе» в комедии Грибоедова. Проблемы творчеств А. С. Грибоедова. – Смоленск, 1994.
21. Катенин П. А. Избранные произведения. – М. –Л., 1965.
22. Карман Б. О. Конфликт, герой и автор в комедии Грибоедова «Горе от ума» // Метод и мастерство. Русская литература. – Вологда, 1970.
23. Кюхельбекер В. К. Дневник - Л., 1920.
24. Лебедев А. А. Грибоедов; факты и гипотезы. –М., 1980.
25. Лопатин В. В. Чужевластие в "Горе от ума". - Русская речь, 1976, № 4, с. 73-77
26. Лотман Д. И. Беседы о русской культуре - yanko.lib.ru/ann/lotman-besedu_o_russ_cult-a.htm
27. Мартовский И. К. Работа А. С. Грибоедова над языком комедии "Горе от ума" - Русский язык в школе, 1970, № 3, с. 15 – 20
28. Медведева И. Н. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. – М., 1974.
29. "Московский телеграф", 1830 год, № 11-12
30. Муравьев - Апостол И. М. Письма из Москвы в Нижний Новгород - Спб, 2002.
31. И. Мятлев Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже - www.geopoesia.ru/ru/poem-historic/germany/myatlev/poem1.html
32. Нечкина М. В. Грибоедова и декабристы. - М., 1947
33. Нечкина М. В. Функция художественного образа в историческом процессе // Сборник. – М., 1982.
34. Орлов А. С. Язык русских писателей. - М. - Л., 1948.
35. Петрищева Л. И., Пранцова Г. В. А. С. Грибоедов. Изучение в школе: Учебно-методическое пособие. - М.: Флинта: Наука, 2001
36. Петров С. Н. «Горе от ума» - комедия А. С. Грибоедова. – М., 1981.
37. Писарев Д. И. Сочинения - М., 1965.
38. Пиксанов Н. К. Творческая история "Горе от ума". - М., 1971.
39. Пиксанов Н. К. Грибоедов. Исследования и характеры. - Л., 1934.
40. Пиксанов Н. К. Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова. – М., 2000.
41. Пиксанов Н. К. другая точка зрения. – Нева, 1963, № 2.
42. Пистунова А. Зеркало "Горя от ума". - М., 1970.
43. Полевой К. А. О жизни и сочинениях А. С. Грибоедова – М., 1980.
44. Полярная звезда. Литературный альманах. - 1825 год.
45. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 14 т. - Л., 1937. - Т. 13.
46. Пушкин А. С. Путешествие в Арзурум во время похода 1829 года - www.rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0870.htm
47. Русское слово. - 1855, 12
48. Сломинский А. «Горе от ума» и комедия эпохи декабристов. // А. С. Грибоедов. 1795 0 1829. – М., 1987.
49. Смольников И. Ф. Комедия Грибоедова «Горе от ума». – М., 1986.
50. Современник - 1855 год, 12.
51. Соловьев В. Живые и жильцы. Философия и композиция «Горя от ума». – Вопросы литературы, 1970, №11.
52. Сомов О. М. Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию "Горе от ума" и о характере Чацкого - feb-web.ru/feb/griboed/critics/krit/krit04.htm
53. Степанов Л. А. Эстетическое и художественное мышление А. С. Грибоедова. – Краснодар, 2001.
54. "Сын Отечества", 1835, № 10
55. Томашевский Б. В. Стих "Горя от ума". - В кн.: Томашевский Б. В. Стих и язык. Филологические очерки - М. - Л., 1959.
56. Тодоров Л. В. Драматургический стих Грибоедова. – Литература в школе, 2007, № 9.
57. Тынянов Ю. Н. Сюжет «Горя от ума» //Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современник. – М., 1968.
58. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума": Комментарии. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
59. Фомичев А. С. Грибоедов: Энциклопедия. – СПб., 2007.
60. Шелепина О. Е. Роль и значение А. С. Грибоедова в истории русского литературного языка. Львов, 1963
61. Цимбаева Е. Художественный образ в историческом конспекте (Анализ биографий персонажей «Горе от ума»). – Вопросы литературы , 2003, № 4, с. 98 – 139.


Введение
Вот уже без малого два века истолковывается критиками и литературоведами бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Казалось бы, к нынешнему времени о ней сказано буквально все: образы героев рассмотрены разносторонне, мысль и пафос произведения проинтерпретированы на любой вкус и «подогнаны» под различные социальные концепции. О «Горе от ума» высказался весь цвет русской литературы, произведению дани оценку критики всех направлений.
Комедия Грибоедова давно уже стала традиционно изучаемой в школе, а «крылатые фразы», в точности с пророчеством А. С. Пушкина «разлетелись в народ». Много говорилось о проблематике, жанровых особенностях комедии, обрисовке в ней эпохи и даже о философском смысле « Горе от ума», анализировались образы персонажей. Непременно следует отметить, что комедия –произведение переломное, стоящее между двумя эпохами – « веком нынешним и веком минувшим» , т.е. 18 и 19 веками. Содержание комедии охватывает множество реальных событий рубежа веков, изобилует злободневными намеками, реалиями Грибоедовского времени, преддекабристским «кипением умов».
В комедии гармонично синтезировались ценности литературного опыта классицизма и новые реалистические тенденции.
Довольно много говорится о преемственности литературы, и в этом смысле сам текст гениальной комедии – наглядное свидетельство такой преемственности, и развития традиционных для русской сатиры тем и идей, а так же средство полемической борьбы с литературными штампами. При этом подобного рода полемика имеет вполне определенную политическую окраску.
Преемственные связи «Горя от ума» с литературой 18 века наиболее полно выявляются благодаря историко-литературному анализу событий, описываемых или упоминаемых в тексте комедии. Изучению бытовой «канвы» произведения, а точнее, способам отражения современной героям произведения действительности, во многом и посвящено настоящее исследование, по крайне мере, его первая глава.
Кроме того, появление комедии «Горе от ума» вызвало резонанс в литературной и критической сфере. Диапазон оценок комедии столь широк, что Чацкий представал то патологическим умником, то патологическим глупцом, то западником, то славянофилом. Поэтому так важно для понимания текста комедии сегодня попытаться разобраться в эпитетах, раздаваемых героям, и в разнообразии трактовок произведения «критическими умами». Несомненно, каждая последующая эпоха, выразители различных умонастроений и политических доктрин увидели в комедии подтверждение собственных тезисов относительно пути развития России и ее общественного строя, по-разному оценивали через Грибоедовское произведение прошлое и будущее страны. Однако ясно одно: изучение критики, посвященной «Горю от ума» – это ключ к истолкованию смысла произведения, позволяющий выйти на новые ответы относительно проблематики комедии и поставленных в ней больных вопросов русской жизни.
Несомненно, в современном мире с его плюрализмом и политической нестабильностью и в сегодняшнем литературоведении с его многообразием подходов, подобного рода анализ бессмертной комедии является актуальным.
Поэтому в качестве основной целью настоящей работы можно выделить следующие положения:
1. Анализ способов отражения действительности в комедии, с опорой, непосредственно, на ее текст и литературно-общественные контексты Грибоедовской эпохи;
2.Сопутствующей этой задачи анализ критической литературы, посвященной комедии; попытки на этой основе составить классификацию критических воззрений на комедию.
Исходя из поставленных целей, выделяем следующие задачи:
1.Определить критерии, на основе которых может производиться оценка реальности / вымышленности фактов, упомянутых в тексте;
2.Изучить оценки, данные комедии литераторами 1820-30-х годов и наиболее выдающимися русскими критиками;
3.На этой основе анализ того, как идеи и пафос комедии используют представители различных общественных и политических течений;
4.Рассмотреть,через призму критического восприятия, как повлияла комедия на дальнейшее развитие литературы и критики.
Опираясь на заявленные подходы к анализу, мы постараемся обосновать то, что комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» – произведение особое, с точки зрения синтеза реалий двух эпох; комедия переходная, «промежуточная». Отсюда – неоднозначность критики. Здесь наиболее уместны слова И. А. Гончарова: «Комедия «Горе от ума» держится каким–то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова». [13 , 94 ]
Для доказательства последнего тезиса рабочей гипотезы (о неоднозначности критики) мы опираемся на критические работы многих литературных и критических деятелей. Наибольший интерес для нас представляют критические работы писателей и журналистов пушкинской эпохи, В. Г. Белинского и И. А. Гончарова.
Методологическую базу исследования составляют труды Н. К. Пиксанова, который разносторонне проанализировал творческую историю комедии; для понимания ее многогранного смысла также привлекаются монографии и статьи М. О. Гершензона, С. А. Фомичева, И. А. Гладыша и П. Г. Динесмана и мн.др.
В процессе работы были использованы принципы системно-целостного и историко-литературного анализа, что позволило выявить типичность изображенных в комедии реалий и составить условный «кластер» критических оценок комедии.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
Введение: здесь в общем виде ставится проблема, цели и задачи исследования, обосновывается актуальность работы, и используемые в дальнейшем аналитические принципы.
Глава 1 «Способы отражения реальности в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Цель данного раздела исследования – выявить «приметы времени», отраженные в произведении, продемонстрировать их функциональную нагрузку и значимость для раскрытия идеи произведения. В рамках данной главы нас интересуют типические подробности, показывающие переход жизни от одной эпохи к другой.
Глава 2 «Мильон терзаний»: комедия А. С. Грибоедова в плане общественного и критического самосознания. Здесь под углом зрения, заданным названием, анализируются наиболее интересные, репрезентативные литературные оценки комедии выдающиеся в плане понимания грибоедовского замысла. Попутно мы следили, как меняется оценка критики в свете той или иной общественно - политической идеи.
В заключении содержатся основные выводы по проведенному исследованию.

Цена: 5500 руб

Дипломная работа по предмету "Литература"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие". Если Вы не имеете своего плана работы "Горе от ума А. С. Грибоедова: приметы эпохи и критическое восприятие", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 1 076

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom