Развитие учебно-логических умений и навыков младших школьников
Дипломная работа по предмету "Психология"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Развитие учебно-логических умений и навыков младших школьников". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Развитие учебно-логических умений и навыков младших школьников". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Развитие учебно-логических умений и навыков младших школьников" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Развитие учебно-логических умений и навыков младших школьников", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Развитие учебно-логических умений и навыков младших школьников". Если Вы не имеете своего плана работы "Развитие учебно-логических умений и навыков младших школьников", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 1 002
Данная дипломная работа разработана вместе с коррекционно-развивающей программой + презентация в PowerPoint
Введение 2
Глава I Психолого-педагогические аспекты развития общеучебных умений инавыков младших школьников
1.1 Особенности учебной деятельности младших школьников
1.1.1 Возрастные особенности младших школьников 6
1.1.2 Особенности и трудности школьного обучения 10
1.2 Общеучебные умения и навыки и их роль в успешном обучении младших школьников
1.2.1 Классификация общеучебных умений и навыков младших школьников 12
1.2.2 Общая характеристика общеучебных умений и навыков младших школьников 14
1.3 Учебно-логические умения и навыки младших школьников и их роль в успешном обучении
1.3.1 Характеристика учебно-логических умений и навыков младших школьников 17
1.3.2 Условия развития учебно-логических умений и навыков младших школьников 23
Глава II Опытно–практическая работа по развитию учебно-логических умений и навыков младших школьников
2.1 Организация и методы исследования учебно-логических умений и навыков младших школьников 28
2.2 Анализ результатов исследования учебно-логических умений и навыков младших школьников 30
2.3 Содержание коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие учебно-логических умений и навыков младших школьников 32
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложения 54
Введение
Интеллектуальные возможности личности - один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе инициативного и разумного отношения к действительности. Интеллектуальные способности людей: являются мощным естественным источником человеческой цивилизации. Соответственно, выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую полноценное развитие интеллектуальных возможностей подрастающего поколения. Поэтому, интеллектуальное воспитание учащихся - это объективная потребность, продиктованная реалиями настоящего и запросами будущего. В младшем школьном возрасте: дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст - является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые, для них, виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Проблема состоит в том, что учащимся уже в 1-м классе для полноценного усвоения материала, требуются навыки логического анализа. Однако исследования [20] показывают, что даже во 2-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий. Учителя начальной школы, в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях - недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость.
В настоящее время, остро стоит проблема несформированности учебно-логических умений и навыков младших школьников. У многих учеников, не развиты такие умения как сравнение, классификация, анализ, синтез и многие другие, которые необходимы им в процессе обучения, чтобы правильно усваивать новые знания. В результате этого: снижается качество, получаемых знаний, либо знания усваиваются школьниками в неправильной форме. В данной работе автор, раскроет характеристику учебно-логических умений и навыков младших школьников, проанализирует условия их формирования и предложит разработанную им коррекционно-развивающую программу по рассматриваемой проблеме.
Для наиболее всестороннего раскрытия выбранной нами темы, мы рассмотрели точки зрения и позиции развития учебно-логических умений и навыков выдающихся педагогов.
Ведущая роль в развитии учебно-логических умений и навыков младших школьников принадлежит учителю. Именно учитель организует процесс обучения и самостоятельной деятельности учеников. На это указывает Я.А.Коменский [1, с.42], изучая проблему развития учебно-логических умений и навыков младших школьников.
Так же следует рассматривать влияние использования активных методов обучения, учёт возрастных особенностей ребёнка, трудовое воспитание, тесную связь обучения с жизнью, их место в формировании учебно-логических умений и навыков младших школьников. Данный вопрос широко раскрывал в своем труде Ж.-Ж.Руссо [1, с.63].
Н.К.Крупская [1, с.435 - 441] подчёркивала, что лишь школа, тесно связанная с определённой жизнью, с интересами ребёнка, открывающая ему различные сферы применения своих сил, создаёт условия для развития человеческой личности.
Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления в учебном процессе школьников нашли отражение в трудах Ю.К. Бабанского, И.А. Барташниковой, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.Ф.Паламарчук [20]. Современники так же уделяли внимание рассмотрению проблемы взаимосвязи логического мышления, методам и технологиям развития учебно-логических умений и навыков в педагогическом процессе, освоению логических операций школьниками, их связь с умственным развитием ребенка.
Учебно-логические умения и навыки младших школьников находят свое отражение в образовательных компетенциях, которые предполагают, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Таким образом, развитие логического мышления непосредственно связано с процессом обучения, формирование первоначальных учебно-логических умений при определенных условиях может успешно осуществляться у детей младшего школьного возраста, процесс формирования учебно-логических умений и навыков, как компонента общего образования, должен быть целенаправленным, непрерывным и связанным с процессом обучения на всех его ступенях.
Цель работы: выявить необходимые условия для наибольшей эффективности коррекционно-развивающей работы направленной на формирование учебно-логических умений и навыков младших школьников.
Объектная область: педагогическая психология.
Объект исследования: общеучебные умения и навыки.
Предмет исследования: условия формирования учебно-логических умений и навыков младших школьников.
Проблема: Какие условия, создаваемые в процессе коррекционно – развивающей работы наиболее эффективно влияют на формирование учебно-логических умений и навыков младших школьников.
Гипотеза: если в процессе коррекционно-развивающей работы по развитию учебно-логических умений и навыков младших школьников создавать специальные условия, то это будет способствовать ее эффективности.
Задачи:
1. Изучить общую характеристику учебно-логических умений и навыков младших школьников.
2. Изучить и охарактеризовать условия необходимые для развития учебно-логических умений и навыков младших школьников.
3. Провести исследование, позволяющее выявить уровень сформированности учебно-логических умений и навыков младших школьников.
4. Разработать программу по развитию учебно-логических умений и навыков младших школьников.
5. Апробировать разработанную программу в практической деятельности.
6. Сформулировать рекомендации по развитию учебно-логических умений и навыков младших школьников в педагогическом процессе.
Для эффективного развития учебно-логических умений и навыков младших школьников необходимо, прежде всего, опираться на возрастные особенности психических процессов детей.
Список используемой литературы
1. Медынский, Е.Н. История педагогики/ Медынский, Е.Н. Шабаева. - государственно- педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956.-415 с.
2. Немов, Р.С. Психология II Т.- М., «Владос», 2003.- 608 с.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии I Т.-М. «Просвещение», 2004.-497 с.
4. Учимся, играя // Воспитание школьников.- 2007.- №8;
5.Журавлёв, Д.И. Проблемы школьной неуспеваемости // Народное образование.- 2004.- № 9;
6. Интеллектуальные игры // Справочник классного руководителя.- 2007.- №7.- С.5;
7. Монтень, М.А. // Школьный психолог.- 2006.- № 7.
8. Методы и способы развития мышления // Начальная школа.- 2000.- №6.-С. 24;
9. Шепалова, В.М. Альтернатива или динамика развития дидактических идей // Начальная школа.- 2000.- №10.-С. 69;
10. Ларионова, Г.С. Развитие умственных способностей младших школьников // Справочник классного руководителя.- 2007.- №9.-С. 19;
11. Соловьёва, О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопросы психологии.- 2003.- № 3;
12. www yandex.ru. Методический кабинет- методическая копилка- заочный семинар- общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч, № 4. 2001; №7. 2000;
13. www rambler.ru. Проблемное воспитание;
14. www rambler.ru. Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
15. www.yandex.ru. Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников;
16. www.Google.ru. Особенности умственного развития младших школьников;
17. www.yandex.ru. Особенности умственного развития младших школьников в педагогическом процессе;
18. www.rambler.com. Учебно-логические умения и навыки, их роль в процессе обучения;
19. www.Google.ru. Развитие логических суждений у младших школьников
20.www.rambler.com. На правах рукописи- педагогические условия развития логического мышления младших школьников;
21. www.yandex.ru . Условия развития младших школьников;
22. www.Google.ru. Условия формирования учебно-логических навыков младших школьников.
23. www.rambler.com. Развитие интеллектуальных способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе использования дидактических игр.