Подвижные игры, как средство формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группы
Дипломная работа по предмету "Дошкольная педагогика"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Подвижные игры, как средство формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группы". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Подвижные игры, как средство формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группы". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Подвижные игры, как средство формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группы" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Подвижные игры, как средство формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группы", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Подвижные игры, как средство формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группы". Если Вы не имеете своего плана работы "Подвижные игры, как средство формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группы", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 238
Защита на отлично. Имеются приложения, речь
Глава 1 Теоретические основы формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группы дошкольной образовательной организации средствами подвижных игр
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей подготовительной к школе группы
1.2 Особенности формирования эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы
1.3 Понятие доброжелательности. Особенности и условия формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группы
1.4 Подвижные игры, как средство формирования доброжелательности детей подготовительной к школе группы дошкольной образовательной организации
1.5 Обзор примерных основных образовательных программа дошкольного образования с позиции решения проблемы формирования доброжелательности согласно ФГОС ДО
Выводы по главе
Глава 2 Особенности формирования доброжелательных отношений у детей подготовительной к школе группы средствами подвижных игр
2.1 Задачи, содержание, методика и организация эксперимента
2.2 Результаты исследования
2.3 Выводы по главе
Глава 3. Формирующий эксперимент по формированию доброжелательности детей подготовительной к школе группы средствами подвижных игр
3.1 Задачи, содержание и методика формирующего эксперимента
3.2 Оценка эффективности разработанной методики по формированию доброжелательности детей подготовительной к школе группы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Проблему отношений между личностью и обществом, между личностью и другой личностью на современном этапе можно назвать одной из самых трудных проблем. В основе человеческой жизни лежит отношение к другим людям и их взаимодействие. Именно с межличностными отношениями связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Поскольку эти отношения способны рождать наиболее сильные переживания и поступки. Другими словами, отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности.
Наиболее интенсивное развитие и становление отношений с другими людьми происходит в период дошкольного детства. Именно опыт первых отношений является основой для дальнейшего развития личности и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Однако современные стихийные воздействия общества, семьи, сверстников, средств массовой информации, как правило, создают препятствия, способные привести к отклонению в нравственном поведении. На современном этапе, все чаще отмечаются различные проявления негативных и деструктивных явлений среди подрастающего поколения. В последнее время мы все чаще замечаем жестокость, повышенную агрессию или отчужденность молодежи, подростков и даже детей дошкольного возраста. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, разучились осознавать и контролировать свои эмоции и эмоции других людей, стали более обидчивы, завистливы, жестоки. Все это приводит к импульсивности их поведения, что в дальнейшем может привести к более серьезным последствиям: отклонениям в социальном поведении, девальвации моральных ценностей и идеалов и деформации личности в целом.
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов первоочередной задачей становится формирование у детей гуманных, доброжелательных чувств по отношению к другим людям, которые побуждали бы к нравственно ценным поступкам, проявлению сочувствия, отзывчивости, доброты.
В педагогической науке существуют многочисленные исследования для постановки и решения проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника. Исследования Н.К. Крупской (1957-1963г.), В.А. Горбачевой, Я.З. Неверович В.Г. Нечаевой(1968г.), Л.А. Пеньевской(1968г.), Р.И.Жуковской, Л.В. Артемовой(1985 г.), Р.К Шаеховой (2013г.) направлены на изучение нравственных представлений и их роли в поведении детей. В исследованиях Л.В Артемовой(1988г.), В.В Абраменковой(1981г.), Т.И Бабаевой(1973), Т.Н Ерофеевой(1986г.) О.М Гостюхиной (1984г.), рассмотрены основные вопросы по проблеме воспитания гуманных отношений у дошкольников к сверстникам. В исследова¬ниях P.A. Иванковой (1983 г.),Т.И. Ерофеевой( 1986г.),Р.С Буре (2004)С.Ю Бениловой (2005) Т.А Репиной ( 2006) Е.В Котовой ( 2007), Е.О Смирновой (2009г.) и др. обсуждаются педагогические условия, способствующие формированию доброжелательности. Роль взрослых в развитии доброжелательности детей рассматривается в работах (JI.H. Башлаковой (1986г.), Д.Р. Цанаевой (1994 г.). В.Г Нечаевой (2000г.) Е.О Смирновой (2009г.)). Авторы, изу¬чающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования гуманных, доброжелательных качеств ребенка и культуры общения.
Широко и разносторонне разработаны теоретические концепции о коррекции поведения и деятельности дошкольника Л.И Божович ( 1951), Т.А А.ВЗапорожец( 1970), Е.О Смирнова( 2000г.). Однако все данные исследования затрагивают проблемы воспитания духовно-нравственных качеств личности в их общем единстве, в совокупности всех качеств. Задача воспитания именно доброжелательности, как духовно-нравственного качества личности, насколько нам известно, не подвергалась специальному исследованию.
Мы считаем, что для решения задачи формирования доброжелательности детей подготовительной к школе группы наиболее эффективным средством может выступать подвижная игра. Известные русские педагоги- психологи раскрыли роль игры ,как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка и оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности (П.Ф Лесгафт, А.П Усова(1976 г.) , Л.С Выготский (1984 г.), А.В Запорожец, Л.И Божович, Д.Б Эльконин). В последние годы к проблеме развивающего значения подвижных игр обращались: В.Н Шебенко,Н.Н Ермак, В.А Шишкина ( 2000г.), с учетом внедрения нового образовательного стандарта Э.Я Степаненкова ( 2012г.), В.Ф Попова, Е.г Ещук, Е.Ю Белоусова ( 2014 г.), Г.В Морозова ( 2014г.) Многие подвижные игры в своём сюжете имеют нравственное содержание. Такие игры могут быть направлены на воспитание доброжелательности, стремления к взаимопомощи, совестливости, организованности, инициативы. Однако, в теории и практике воспитания не уделяется должного внима¬ния формированию доброжелательных отношений, посредством подвижной игры. В связи с этим вопросы воспитания доброжелательности детей подготовительной к школе группы, средствами подвижных игр определяют актуальность предпринятого исследования.
Анализ теоретических положений и практического опыта указывает на необходимость педагогического осмысления накопившихся фактов, свидетельствующих о том, что подвижные игры детей недостаточно используются в качестве средства формирования доброжелательности детей седьмого года жизни.
Это определило цель исследования, которая заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группами средствами подвижных игр.
Объект исследования формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группы.
Предмет исследования формирования доброжелательности у детей подготовительной к школе группы в дошкольной образовательной организации при проведении подвижных игр.
Гипотеза исследования: формирование доброжелательных отношений детей подготовительной к школе группы, через подвижные игры обеспечивается комплексом педагогических условий :
• планомерной организацией воспитателем содержательного опыта обще¬ния детей на занятиях, созданием ребенку активной позиции в проявлении доброжелательности к сверстникам на основе вовлечения их в раз¬нообразную увлекательную совместную двигательную деятельность, побуждаемую мотивами взаимной поддержки, помощи, внимания друг к другу.
• Исключением игр соревновательного характера или минимального использования данных игр в воспитательно-образовательном процессе
• Подборе игр с учетом наличия командного характера, где положительный результат и итог являются следствием слаженной работы всего детского коллектива.
• Отвлеченности детей от фиксированости на себе и собственном Я;
• Подборе игр с наличием элементов взаимопомощи, тактильного контакта( игры в парах, тройках, взявшись за руки)
• Отсутствие оценочных отношений между педагогом и детьми и детьми друг с другом;
• Создании игровых ситуаций, направленных на обогащение практики проявлений доброжелательности, для переноса данных проявлений в другие виды двигательной деятельности и расширение диапазона проявлений доброжелательности;
• Побуждении педагогом самостоятельного проявления детьми доброжела¬тельности по отношению к сверстникам, активизацию гуманных мотивов.
В соответствии с целью, предметом исследования и гипотезой были определены следующие задачи исследования.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить уровень проявления доброжелательности детей подготовительной к школе группы;
3. Изучить состояние работы в подготовительной группе по формированию доброжелательности у детей;
4. Проанализировать эффективность работы воспитателей по формированию доброжелательности детей подготовительной к школе группы во время проведения подвижных игр;
5. Разработать и апробировать педагогическую технологию, направленную на формирование доброжелательности детей подготовительной к школе группы, средствами подвижных игр
Выводы по главе
В современных исследованиях отчетливо проводится мысль о необходимости специальной работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника. Однако данные аспекты рассматриваются в совокупности а не разрозненно, поэтому остаются нерешенными вопросы развития данных качеств в отдельности. Так, не определены пути и способы формирования такого духовно-нравственного качества личности ребенка, как доброжелательность. Это подтверждает значимость нашего исследования.
В работах, посвященных формированию духовно-нравственных качеств личности раскрывается ряд положений, которые могут использованы в нашей экспериментальной работе:
• Изменения, происходящие в эмоциональной сфере детей седьмого года жизни создают благоприятный фон для формирования у дошкольника высших чувств- нравственных, интеллектуальных и эстетических. Дошкольник начинает постигать мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строиться взаимодействие людей, то есть нормы поведения;
/////
Заключение
Результаты исследования доказали возможность воспитания доброжела¬тельных отношений старших дошкольников по отношению к сверстникам и формирования доброжелательности в целом средствами подвижных игр. Эффективность данного процесса определяется ком-плексом педагогических условий:
• планомерной организацией воспитателем содержательного опыта обще¬ния детей в различных видах деятельности, в том числе в подвижных играх, созданием ребенку активной позиции в проявлении доброжелательности к сверстникам на основе вовлечения их в раз¬нообразную увлекательную совместную двигательную деятельность, побуждаемую мотивами взаимной поддержки, помощи, внимания друг к другу.
• Исключением игр соревновательного характера или минимального использования данных игр в воспитательно-образовательном процессе
• Подборе игр с учетом наличия командного характера, где положительный результат и итог являются следствием слаженной работы всего детского коллектива.
• Отвлеченности детей от фиксированости на себе и собственном Я;
• Подборе игр с наличием элементов взаимопомощи, тактильного контакта( игры в парах, тройках, взявшись за руки)
• Отсутствие оценочных отношений между педагогом и детьми и детьми друг с другом;
• Создании игровых ситуаций, направленных на обогащение практики доброжелательных отношений дошкольников, для переноса этих отношений в другие виды двигательной деятельности и расширение диапазона проявлений доброжелательности;
• Побуждении педагогом самостоятельного проявления детьми доброжела¬тельности по отношению к сверстникам, активизацию гуманных мотивов.
В процессе формирующего эксперимента было установлено, что воспитание доброжела¬тельных отношений между детьми подготовительного к школе возраста дошкольного возраста основыва¬ется на нравственных представлениях о данных отношениях, о сформирован-ном умении находить способы проявления доброжелательности по отношению к сверстникам, гуманных мотивов, которые побуждают детей к эмоционально- положительной направленности поведения по отношению к сверстникам.
Проведенное исследование выявило позитивные изменения в доброжелательных отношениях детей подготовительной группы, за счет использования в воспитательно-образовательном процессе подвижных игр. Исследование так же указало на целесообразность включения и использования разработанной нами педагогической технологии в практике дошкольных образовательных организаций. Таким образом, в настоящем исследовании подтвердилась правомерно выдвинутая гипотеза, реализована его цель и решены поставленные задачи. проведенная экспериментальная работа позволяет наметить пути дальнейшего исследования воспитания доброжелательности детей подготовительной к школе группы в других видах двигательной деятельности детей.
Список литературы
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17.
2. Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 №08-10//Вестник образования.-2014.-№7.-С35-51
3. Авраменко О.В. Педагогические условия формирования гуманности у до- Ф школьников в игровой деятельности: Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. -Липецк, 1998.-20 с.
4. Бабаева Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. - Л., 1973. - 23 с.
5. Баландина Л.А., Корчаловская Н.В. Предшкольное образование в условиях введения ФГОС ДО//Справочник старшего воспитателя.-2014.-№2.-С.38-42.
6. Башлакова Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимо¬отношения детей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1986. - 24 с.
7. Бенилова С.Ю.ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ. Двадцать одна ситуация из практики детского психиатра и психотерапевта. - М.: Книголюб, 2005. - 48 с.
8. Божович Л. И Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008.- 400с.:ил. – (Серия «Мастера психологии»)
9. Буре P.C. Когда обучение воспитывает : Метод. пособие / Р. С. Буре . – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2002 . – 106, 3 с. : ил. - Библиогр. в конце кн.
10. Буре Р.С .Воспитатель и дети : Учеб. пособие для воспитателей дошк. учреждений, студентов пед. колледжей и вузов, родителей дошкольников / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская . – [3. изд., перераб. и доп.] . – Москва : Ювента, 2001 . – 174, 1 с. : ил. – На рус. яз. - ISBN 5-85429-124-X : 50.00 .
11. Буре Р. С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р.С. Буре, М.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 2004. – 189 с
12. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. -М.: Просвещение, 1988. -328с.
13. Волосовец Т. ФГОС дошкольного образования- это стандарт условий, а не стандарт результата//Вестник образования.-2014.-№7.- С.14-22.
14. Воробьева Д.И Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., - СПб.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003г. – 144с. ( Библиотека журнала « Дошкольная педагогика»
15. Выготский Л.С Педагогическая психология / Лев Выготский, под ред В.В Давыдов- М.:АСТ Астрель Хранитель, 2008- 671с
16. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка : учебное пособие / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 2006. – 512 с.
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
18. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Сфера, 2006.-102 с
19. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. - М., 1986. - 16 с.
20. Железнова Е.Р Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников.- Спб.: ООО « Издательство « детство-Пресс», 2013.-80 с.
21. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 128с
22. Запорожец A.B. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания. -М: Знание, 1970.-С. 16-20.
23. Иванкова P.A. Нравственное воспитание дошкольников в игре // Психолого- педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С. 102-112.
24. Ионова А.Н Играем,гуляем,развиваем/А.Н Ионова- М.:Издательство « Экзамен», 2010-125 с.
25. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до¬школьного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Пара¬моновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с.
26. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. - Минск, 1984. - 30 с.
27. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 6-летнего воз¬раста: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
28. Краснощекова Н.В Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения/ Н.в Краснощекова.- Ростов н/Д.: Феникс , 2006.- 299а ( Школа развития)
29. Котова Е. В. "В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей" / Е.В. Котова. – М.: Просвещения, 2007. – 452 с.
30. Лагутин А.В. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 7. - С. 8.
31. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. - 575 с.
32. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Либроком 2010.-216 с.
33. Мухина В.С Детская психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.А Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1985.-275 с. ил.
34. Нечаева В.Г. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2002
35. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Педаго¬гика, 1992.- 160 с.
36. Обухова, Л.Ф Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф Обухова.- М.: Издательство Юрайт, 2013.- 460 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.
37. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 100000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.:АСТ Мир и образование 2015. - 816 с.
38. Отношение между сверстниками в группе детского сада /под ред. Т. А. Репиной. – М., 2006
39. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред.Н.Е Вераксы, Т.с комаровой, М.А Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014- с.
40. Пеньевская JI.A. Взаимопомощь детей старшего дошкольного возраста и ее воспитательное значение // Формирование коллективных взаимоотноше¬ний у детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1968. - С. 133-205.
41. Подвижные тематические игры для дошкольников /Сост. Т.В лисина, Г.В Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128с.( Библиотека воспитателя)
42. Попова В.Ф ,Ищук Е.Г, Белоусова Е.Ю Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал № 11. ( 70) / 2014г. С. 402-404
43. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VМеждунар. науч. конф. ( г. Пермь, март 2014г.).- Пермь: Меркурий, 2014.-vi, 146 c.
44. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я Степаненкова. – МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014.-144с.
45. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками:Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр«Академия», 2000
46. Смирнова Е.О Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер,2009. -304 с. Ил.- ( Серия « Учебник для вузов»
47. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб.пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических ВУЗов / П Филипповой, Г.Н Пономарева.- Спб., «ДЕТСТВО_ПРЕСС», М., ТЦ « СФЕРА» 2008.-656с.
48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
49. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4-еизд., переработанное и дополненное — М., Гардарики 2003.-520 с.
50. Цуканова Н.И. Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. - Брянск, 1994.-20 с.
51. Шаехова Р.К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка// Управление ДОУ.-2013.-№9.-С.85-91.
52. Шебеко В.Н., Ермак H.H., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошко¬льников. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2000. - 192 с.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
54. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой,—М.: Просвещение, 1985. 176 е., ил