Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем
Дипломная работа по предмету "Психология"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем". Если Вы не имеете своего плана работы "Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 228
Бакалаврская работа содержит 78 с., 11 рисунков, 6 таблиц, 3 приложения, 50 источников.
В работе исследованы особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем.
Цель работы изучение особенностей эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Основу методологии исследований составляют подходы к изучению моделей, фаз и симптомов эмоционального выгорания.
На основании выделенных подходов к определению фаз и симптомов эмоционального выгорания эмпирически были изучены особенности эмоционального выгорания учителей с разным стажем педагогической деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая деятельность связана с повышенным эмоциональным напряжением, поэтому риск возникновения эмоционального выгорания для данной профессии особенно велик. Ни один педагог, независимо от стажа и возраста не застрахован от этого явления. Факторы, определяющие возникновение эмоционального выгорания учителей связаны с наличием постоянных профессиональных стрессов, которые в свою очередь приводят к истощению нервной системы, возникновению срывов и нервно-психических заболеваний. //////
Изучение психического выгорания началось во второй половине ХХ века. Данное явление как таковое не изучалось в связи с тем, что оно не было особо актуально. Началось изучение эмоционального выгорания за рубежом, в работах Х.Дж. Фрейденбергера. Впервые феномен «эмоционального выгора-ния» упомянут в работах отечественного ученого Б.Г. Ананьева, для описания воздействия эмоционального напряжения, вызывающего негативные последствия у специалистов в сфере «человек-человек». Более детальные попытки изучить феномен «выгорания» были предприняты отечественными учеными в середине 90-х годов ХХ века. В отечественной науке начали разрабатывать подходы для изучения различных аспектов феномена в работах использовались различные термины: «эмоциональное сгорание» (Форманюк Т.В., Юдина Е.В.), «эмоциональное выгорание» (Бойко В.В., Агапова М.В., Крапивина О.В., и др.), «перегорание» (Зарипова Г.А.). Употреблялись также термины «психическое выгорание» (Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б.) и «профессиональное выгорание».
//////
Актуальность данной работы заключается в том, что эмоциональное выгорание проблема нередкая для педагогов, эмоциональное выгорание как психологическое явление занимает первое место среди профессиональных заболеваний для данной профессиональной группы. Эмоциональное выгорание является причиной приводящей к профессиональной деструкции, которая приводит к профессиональной непригодности педагога, заболеваемости на фоне нервного истощения.
Цель: изучение особенностей эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Объект: эмоциональное выгорание.
Предмет: особенности эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Гипотеза: существуют особенности эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме эмоционального выгорания учителей.
2. Исследовать эмоциональное выгорание учителей с разным педагогическим стажем.
3. Выявить особенности эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, методы математической статистики.
База исследования: Частное общеобразовательное учреждение СОШ № 50, пгт. Ерофей-Павлович
Выборка исследования: 30 человек, в возрасте от 24 до 55 лет.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СТАЖЕМ
1.1 Понятие эмоционального выгорания в психологии
Исследование эмоционального выгорания берет с начало в 70-х годах в работах Х. Дж. Фрейхенрерга, который одним из первых обратил внимание на особенности формирования особого психологического состояния у физически здоровых людей, которое обуславливается спецификой профессиональной деятельности, которая связана с эмоционально напряженными условиями профессиональной деятельности, тесным взаимодействием с клиентами, оказанием помощи. Другой основоположник идеи выгорания – K. Маслач, определила это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам» [18]. Изначально под «эмоциональным выгоранием» понималось состояние эмоционального истощения с ощущением собственной бесполезности. С выделением психосоматического компонента список симптомов эмоционального выгорания был значительно расширен. Эмоциональное выгорание стали относить к «предболезни».
///////
1.2 Психологические особенности профессиональной деятельности учителей
Особенность педагогической деятельности – в сложности данного вида профессиональной деятельности и особой социальной значимости. Поэтому постоянно актуальными остаются проблемы профессиональной пригодности, становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя, повышение его педагогического мастерства.
///////
Педагог в состоянии выдерживать психоэмоциональное напряжение, так как к проблемам профессиональной деятельности могут добавляться трудности в семейной, личной жизни, проблемы в общении с коллегами и так далее. Непосильная эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с ограниченным кругом людей – все это осложняет жизнь педагога. В результате, не находя сил противостоять внутренним и внешним воздействиям, педагог начинает срываться от накопленного стресса, испытывать глубокое физическое утомление, отдаляться от детей, от общения с ними, - возникает синдром выгорания у педагогов. Последствия синдрома, проявленного даже у отдельных учителей, негативно сказываются на деятельности всего коллектива. Два важных фактора определяют особенности педагогической деятельности учителя, которые в свою очередь влияют на возникновение эмоционального выгорания: с одной стороны это способность к эмпатии, которая является одним из-за важных профессиональных качеств педагога, а с другой – повышенная психологическая напряженность, которая является фактором, сопряженным с осуществлением профессиональной деятельности [32].
Эмоциональное выгорание выступает в качестве механизма психологической защиты в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. У каждого специалиста может быть свой набор общих и специальных использованных для восстановления и развития профессиональных сил. Профессия учителя связана с эмоциональным напряжением, результатом этого становится эмоциональное выгорание, проявляющееся в виде отстраненности и эмоционального истощения [21].
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СТАЖЕМ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение особенностей эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Гипотеза исследования: существуют особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности эмоционального выгорания учителей со стажем до пяти лет.
2. Исследовать особенности эмоционального выгорания учителей со стажем до десяти лет.
3. Выявить различия эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем.
База исследования Частное общеобразовательное учреждение СОШ № 50 ОАО «Российские железные дороги» Амурской обл. Сковородинского района, пгт. Ерофей-Павлович ул. Пушкина д. 31.
Выборка исследования 30 человек, учителей в возрасте от 24 до 55 лет, которые были разделены на две группы. В первую группу вошли 15 человек в возрасте от 24 до 35 лет со стажем работы до пяти лет, во вторую (экспериментальную) группу вошли 15 человек в возрасте от 35 до 55 лет со стажем работы более десяти лет. Исследование данных групп педагогов различающихся по количеству педагогического стажа позволит наглядно проследить разные стадии формирования профессионального выгорания у учителей.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе были отобраны методики для изучения эмоционального выгорания, сформирована выборка исследования.
На втором этапе проводилось эмпирическое исследование.
На третьем этапе полученные в ходе эмпирического исследования данные были обработаны, количественно и качественно описаны, а результаты представлены в виде диаграмм и таблиц. На этом этапе была проведена обработка данных с помощью математического критерия, с целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования.
В работе были использованы следующие методики
1) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (приложение А);
2) Определение психического выгорания А.А. Рукавишников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом работа, связанная с воспитанием и обучением подрастающего поколения всегда напрямую связана с большим уровнем стресса. Происходит эмоциональная выкладка педагога, и зачастую быстро истощаются ресурсы самого педагога, появляется усталость, озлобленность. Эмоциональное выгорание напрямую связано с профессиональной деятельностью, причины и фазы развития данного феномена определяются психологическими перегрузками на работе, возникновением эмоционального истощения, психосоматическими заболеваниями. Данному явлению сильно подвержены люди помогающих профессий. ////