» » » Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем

Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем

Вид работы
Предмет
психология
Количество страниц
78
Год издания
2017
Индивидуальный номер
10856
Автор
johnochka

Бакалаврская работа содержит 78 с., 11 рисунков, 6 таблиц, 3 приложе-ния, 50 источников.
В работе исследованы особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем.
Цель работы изучение особенностей эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Основу методологии исследований составляют подходы к изучению моделей, фаз и симптомов эмоционального выгорания.
На основании выделенных подходов к определению фаз и симптомов эмоционального выгорания эмпирически были изучены особенности эмоционального выгорания учителей с разным стажем педагогической деятельности


ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая деятельность связана с повышенным эмоциональным напряжением, поэтому риск возникновения эмоционального выгорания для данной профессии особенно велик. Ни один педагог, независимо от стажа и возраста не застрахован от этого явления. Факторы, определяющие возникновение эмоционального выгорания учителей связаны с наличием постоянных профессиональных стрессов, которые в свою очередь приводят к истощению нервной системы, возникновению срывов и нервно-психических заболеваний. Работа, связанная с детьми, обязывает педагога соблюдать постоянную концентрацию внимания, иметь развитую память, обладать эмоциональной устойчивостью и психологическими механизмами, связанными с регуляцией поведения. В этой связи, в своей повседневной работе педагог постоянно сталкивается с необходимостью управления эмоциональными состояниями, которые вызывают проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции педагога в напряженных ситуациях профессиональной деятельности. Со временем от силы развития данных процессов и зависит формирование эмоционального выгорания, которое в свою очередь приводит к более серьезным последствиям, а именно соматическим заболеваниям вызванным эмоциональными перегрузками, ослаблению нервной системы, ухудшению скорости протекания психофизиологических реакций.
Изучение психического выгорания началось во второй половине ХХ века. Данное явление как таковое не изучалось в связи с тем, что оно не было особо актуально. Началось изучение эмоционального выгорания за рубежом, в работах Х.Дж. Фрейденбергера. Впервые феномен «эмоционального выгора-ния» упомянут в работах отечественного ученого Б.Г. Ананьева, для описания воздействия эмоционального напряжения, вызывающего негативные последствия у специалистов в сфере «человек-человек». Более детальные попытки изучить феномен «выгорания» были предприняты отечественными учеными в середине 90-х годов ХХ века. В отечественной науке начали разрабатывать подходы для изучения различных аспектов феномена в работах использовались различные термины: «эмоциональное сгорание» (Форманюк Т.В., Юдина Е.В.), «эмоциональное выгорание» (Бойко В.В., Агапова М.В., Крапивина О.В., и др.), «перегорание» (Зарипова Г.А.). Употреблялись также термины «психическое выгорание» (Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б.) и «профессиональное выгорание».
/////
Актуальность данной работы заключается в том, что эмоциональное выгорание проблема нередкая для педагогов, эмоциональное выгорание как психологическое явление занимает первое место среди профессиональных заболеваний для данной профессиональной группы. Эмоциональное выгорание является причиной приводящей к профессиональной деструкции, которая приводит к профессиональной непригодности педагога, заболеваемости на фоне нервного истощения.
Цель: изучение особенностей эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Объект: эмоциональное выгорание.
Предмет: особенности эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Гипотеза: существуют особенности эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме эмоционального выгорания учителей.
2. Исследовать эмоциональное выгорание учителей с разным педагогическим стажем.
3. Выявить особенности эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, методы математической статистики.
База исследования: Частное общеобразовательное учреждение СОШ № 50, пгт. Ерофей-Павлович
Выборка исследования: 30 человек, в возрасте от 24 до 55 лет.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СТАЖЕМ
1.1 Понятие эмоционального выгорания в психологии
Исследование эмоционального выгорания берет с начало в 70-х годах в работах Х. Дж. Фрейхенрерга, который одним из первых обратил внимание на особенности формирования особого психологического состояния у физически здоровых людей, которое обуславливается спецификой профессиональной деятельности, которая связана с эмоционально напряженными условиями профессиональной деятельности, тесным взаимодействием с клиентами, оказанием помощи. Другой основоположник идеи выгорания – K. Маслач, определила это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам» [18]. Изначально под «эмоциональным выгоранием» понималось состояние эмоционального истощения с ощущением собственной бесполезности. С выделением психосоматического компонента список симптомов эмоционального выгорания был значительно расширен. Эмоциональное выгорание стали относить к «предболезни».
«Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия» (Бойко В.В.) [5].
Формирование эмоционального выгорания происходит в процессе осуществления профессиональной деятельности, что отличает его от остальных форм эмоциональной ригидности, обусловленной физиологическими особенностями свойствами нервной системы, связанной лабильностью эмоциональной сферы.
Дж. Фрейденбергер выделяет интенсивность коммуникации в процессе профессионального общения, как условие возникновения «эмоционального выгорания», в то время как К. Маслач, считает, что условием возникновения являются психологические изменения, происходящие у профессионалов [21].
Е. Осипова выделяет следующие причины возникновения эмоционального выгорания:
///////
1.2 Психологические особенности профессиональной деятельности учителей
Особенность педагогической деятельности – в сложности данного вида профессиональной деятельности и особой социальной значимости. Поэтому постоянно актуальными остаются проблемы профессиональной пригодности, становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя, повышение его педагогического мастерства.
Точного и однозначного определения понятия «соответствие личности и профессии» нет. В психологии труда оно раскрывается через содержание определенного комплекса взаимных требований личности к деятельности и наоборот – профессиональной деятельности к личности [4]. Среди личностных качеств, необходимых в работе учителя можно выделить следующие:
//////
7) стремление к самопознанию и саморазвитию;
8) оригинальность, находчивость, разносторонность;
9) тактичность;
10) требовательность к себе и другим [44].
В структуре педагогической деятельности выделяют следующие компоненты (с соответствующими способностями, которые проявляются в умениях):
1) конструктивная деятельность – конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса) конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);
2) организаторская деятельность – выполнение системы действий, направленных на активное включение учащихся в различные виды деятельности, организацию совместной деятельности, самоорганизацию собственной деятельности педагогов и учеников;
3) коммуникативная деятельность – установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями, представителями общественности;
4) гностический компонент – система знаний и умений преподавателя, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;
5) контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент [14].
/////

1.3 Факторы эмоционального выгорания учителей
Исследования педагогической деятельности показывают, что педагогическая профессия – относится к группе профессий наиболее подверженных влиянию «эмоционального выгорания». Профессиональная деятельность педагога характеризуется высокой долей ответственности, и психологической напряженности. Известно большое количество эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые оказывают негативное воздействие на личность педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Педагогическая деятельность по своей сущности относится к типу «альтруистических» профессий, которые как известно в большей степени подвержены воздействию факторов эмоционального выгорания.
На современном этапе развития образования, проблема сохранения здоровья педагогов играет значительную роль. В связи с переходом к новым системам обучения, и внедрением личностно-оринетированных моделей обучения, предполагает повышение стандартов со стороны общества к личности педагога, которая должна обладать не только определенным набором личностных и психологических характеристик, но и психологическим здоровьем, которое обеспечивает эффективную реализацию профессиональной деятельности [12].
Педагог в состоянии выдерживать психоэмоциональное напряжение, так как к проблемам профессиональной деятельности могут добавляться трудности в семейной, личной жизни, проблемы в общении с коллегами и так далее. Непосильная эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с ограниченным кругом людей – все это осложняет жизнь педагога. В результате, не находя сил противостоять внутренним и внешним воздействиям, педагог начинает срываться от накопленного стресса, испытывать глубокое физическое утомление, отдаляться от детей, от общения с ними, - возникает синдром выгорания у педагогов. Последствия синдрома, проявленного даже у отдельных учителей, негативно сказываются на деятельности всего коллектива. Два важных фактора определяют особенности педагогической деятельности учителя, которые в свою очередь влияют на возникновение эмоционального выгорания: с одной стороны это способность к эмпатии, которая является одним из-за важных профессиональных качеств педагога, а с другой – повышенная психологическая напряженность, которая является фактором, сопряженным с осуществлением профессиональной деятельности [32].
/////

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СТАЖЕМ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение особенностей эмоционального выгорания учителей с разным стажем работы.
Гипотеза исследования: существуют особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности эмоционального выгорания учителей со стажем до пяти лет.
2. Исследовать особенности эмоционального выгорания учителей со стажем до десяти лет.
3. Выявить различия эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем.
База исследования Частное общеобразовательное учреждение СОШ № 50 ОАО «Российские железные дороги» Амурской обл. Сковородинского района, пгт. Ерофей-Павлович ул. Пушкина д. 31.
Выборка исследования 30 человек, учителей в возрасте от 24 до 55 лет, которые были разделены на две группы. В первую группу вошли 15 человек в возрасте от 24 до 35 лет со стажем работы до пяти лет, во вторую (экспериментальную) группу вошли 15 человек в возрасте от 35 до 55 лет со стажем работы более десяти лет. Исследование данных групп педагогов различающихся по количеству педагогического стажа позволит наглядно проследить разные стадии формирования профессионального выгорания у учителей.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе были отобраны методики для изучения эмоционального выгорания, сформирована выборка исследования.
На втором этапе проводилось эмпирическое исследование.
На третьем этапе полученные в ходе эмпирического исследования данные были обработаны, количественно и качественно описаны, а результаты представлены в виде диаграмм и таблиц. На этом этапе была проведена обработка данных с помощью математического критерия, с целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования.
В работе были использованы следующие методики
1) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (приложение А);
2) Определение психического выгорания А.А. Рукавишников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом работа, связанная с воспитанием и обучением подрастающего поколения всегда напрямую связана с большим уровнем стресса. Происходит эмоциональная выкладка педагога, и зачастую быстро истощаются ресурсы самого педагога, появляется усталость, озлобленность. Эмоциональное выгорание напрямую связано с профессиональной деятельностью, причины и фазы развития данного феномена определяются психологическими перегрузками на работе, возникновением эмоционального истощения, психосоматическими заболеваниями. Данному явлению сильно подвержены люди помогающих профессий.
В ходе работы были проанализированы психологические труды различных ученых по проблеме эмоционального выгорания человека, зависимости его физиологически заложенных механизмов противостояния психологическим факторам, которые влияют на формирование эмоционального выгорания. Данный феномен складывается под воздействием внешних и внутренних факторов, которые связаны с определенным уровнем стресса, наличием определенной специфики работы с определенной возрастной группой, постоянным общением с людьми.
В данном исследовании были изучены две группы педагогов с различным стажем педагогической деятельности. В ходе эмпирического исследования были выявлены различия в формировании симптомов и фаз эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем педагогической деятельности. С помощью U-критерия Манна-Уитни по методике В.В. Бойко были получены следующие значимые различия:
По фазе «Напряжение» значимые различия были выявлены во второй группе по симптомам в первой группе доминируют симптомы «Переживание психотравмирующих обстоятельств», «Неудовлетворенность собой, «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия».
В целом фаза «Напряжение» сформировалась в большей степени в первой
группе, это может быть связано, с особенностями профессиональной адаптации педагогов со стажем до пяти лет.
По фазе «Резистенция» значимые различия были выявлены во второй группе по симптомам «Неадекватное эмоциональное реагирование» «Эмоционально-нравственная дезориентация» «Расширение сферы экономии эмоций» «Редукция профессиональных обязанностей».
В первой группе у педагогов со стажем до пяти лет, у 73,3 % педагогов фаза «Резистенция» в стадии формирования, у 28,7 % фаза сформирована. В данной фазе доминирует симптом «Редукции профессиональных обязанностей», который выражается в стремлении сократить свои обязанности, в группе педагогов со стажем менее 5 лет, этот симптом связан с трудностями в осуществлении профессиональных обязанностей, так как специалист еще адаптируется к условиям профессиональной деятельности.
/////

Цена: 4000 руб

Дипломная работа по предмету "психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем". Если Вы не имеете своего плана работы "Особенности эмоционального выгорания учителей с разным педагогическим стажем", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 242

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom