• Nice-Diplom
  • »
  • История развития налогов

История развития налогов

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственного устройства жертвоприношение можно рассматривать как начальную форму налогообложения. В Пятикнижии Моисея сказано: "...и всякая десятина на Земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу. "Итак, первоначальная ставка налога составляла 10 % от дохода.

С развитием государства возникла "светская" десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Эта практика существовала в различных странах на протяжении многих веков, от Древнего Египта до средневековой Европы.

Впервые юридическое закрепление налогов найдено в законах царя Хаммурапи, правителя древневавилонского государства в первой половине XVIII века. До н. э. Это были обязательные налоги, своего рода налог на имущество, который уплачивался наличными или натурой. Более того, свободные землевладельцы и ремесленники платили налоги как в королевскую казну, так и в казну местной знати пропорционально размеру имеющейся у них собственности. Сбором налогов занимался Королевский орден. Государство, в свою очередь, способствовало защите интересов налогоплательщиков.

Аналогичные правила имеются в древнеиндийских законах Ману, древнеримских законах XII таблиц.

Многие аспекты современного государства зародились в Древнем Риме. Изначально, все государство состояло из города Рима и его окрестностей. В мирное время денежные налоги граждане не платили. Расходы на управление городом и государством были минимальными, так как избранные магистраты выполняли свои обязанности бесплатно, но иногда вкладывали собственные средства. Основной статьей расходов стало строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывались за счет аренды государственных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии с их доходами. Сумма налога (квалификация) определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами.

Граждане Рима сделали заявление цензорам о своем имуществе и семейном положении. Таким образом, были заложены основы декларации о доходах. В IV – III вв. до н. э. росло Римское государство, основывались или завоевывались новые колониальные города. Произошли изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и сборы. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Сумма налога определялась каждые пять лет. Римские граждане, живущие за пределами Рима, платили государственные и местные налоги. В случае победоносных войн налоги снижались, а иногда и вовсе отменялись. Коммунальные налоги с тех, кто жил за пределами Рима, взимались регулярно. Единой налоговой системы не было. Те города и земли, которые были наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, Римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в районе до римского завоевания.

Римская администрация обратилась за помощью к фермерам, деятельность которых она не могла контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I веке до нашей эры.

Необходимость реорганизации финансовой экономики Римского государства была одной из важнейших задач, которую решал император Август Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.). Во всех губерниях он создал финансовые учреждения, которые осуществляли контроль над налогообложением. Услуги плательщиков были значительно сокращены, а там, где они остались, их деятельность подлежала жесткому государственному контролю. Налогового потенциала провинций была пересмотрена с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. С этой целью были проведены замеры каждой городской общины с ее земельными участками. По каждому городу был составлен кадастр, содержащий данные о землевладельцах. Затем была проведена перепись имущественного положения граждан. Перепись проводилась губернаторами провинций совместно с прокуратурами, которые возглавляли провинциальные финансовые учреждения. Каждый житель обязан был в определенный день подать декларацию в органы местного самоуправления. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (переписей).

Основным источником дохода в римских провинциях был земельный налог. В среднем его ставка составляла десятую часть дохода от Земли, хотя применялись специальные формы налогообложения, такие как налог на количество плодовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагаются налогом и другое имущество: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был заплатить один файл на душу населения. Были также косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1%, особый налог с оборота в торговле рабами по ставке 4% и налог на освобождение рабов по ставке 5% от их стоимости. В 6 году нашей эры император Август ввел налог на наследство по ставке 5%. Только граждане Рима облагались налогом на наследство. Налог является целевым, денежные средства направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных солдат.

Государственные финансовые органы напрямую не взимали налоги с граждан. Этого не произошло. Но оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через фискальные органы.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху вплоть до VII века существовало 21 вид прямых налогов. Среди них: земельный налог; подушный налог, налоги на снаряжение армии, налог на покупку лошадей, налог на призывников, уплата которого могла быть освобождена от военной службы, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10 - 12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и др.

Если строящееся здание превышало заданный размер, взимался штраф, называемый "воздушным налогом". Чрезвычайные налоги широко практиковались в Византии: на строительство флота, содержание воинских контингентов и т. д.

Чуть позже начала формироваться финансовая система России. Союз Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. основным источником доходов княжеской казны была дань. Дань взималась двумя способами:" Лудильщицей", когда ее привозили в Киев, и" палудем", когда князья или княжеские ехали за ней. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина " мыть "взималась за перевозку грузов через горные заставы, пошлина" перевозка " - за перевозку через реку," жилая "пошлина - за право иметь склады," торговая " пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины "вес" и "мера" были установлены соответственно для взвешивания и измерения товаров, что было довольно сложно в те годы. Судебный сбор " Вира "взимался за убийство," продажа " - за другие преступления. Судебные издержки обычно от 5 до 80 гривен.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход" выход" взимался с каждой мужской души и разведение. Кроме "выхода", или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, " яма " - обязанность доставлять телеги орды чиновников. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Сбор прямых налогов в казну самого русского государства было уже невозможным. Пошлины стали основным источником внутреннего дохода.

Оплата "выхода" была остановлена Иваном III (1440 - 1505) в 1480 году, после чего вновь началось создание финансовой системы России. В качестве основного прямого налога Иван III ввел "данные" деньги с черносотенных крестьян и горожан. Затем появились новые налоги: "ямских", "пищальных", на производство пушек, и городские сборы на оборону материи, т. е. на строительство пятнистых укреплений на южных границах Московского государства.

Для определения суммы прямых налогов были "сошные" письма. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод данных в условные единицы на душу населения "сохи" и определение на этой основе налогов. "Соха" измерялась в четвертях или чет (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был не тот. "Сошное письмо" было прикреплено к нему писцом с писарями. "Плуг" как мера налога был упразднен в 1679 г. единицей для исчисления прямого налогообложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII века была установлена единая пошлина для торговых людей-10 денег (5 копеек) с рубля оборота.
Политическое объединение русских земель восходит к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал приказ большого прихода. Одновременно с этим территориальные порядки занимались налогообложением населения. Из-за этого финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Это было несколько заказал в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655 году Счетный приказ.

Эпоха Петра I (1672 – 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались новые методы, вводились дополнительные налоги, вплоть до анекдотического налога на бороды и усы. Король учредил особое положение - "прибыльщиками", задачей которых является изобретение новых источников доходов. Так был введен гербовый сбор, подушный налог на извозчиков (десятая часть дохода от их найма), налоги на Постоялые дворы, печи, гладкие суда, арбузы, орехи, продажу продовольствия, наем домов, ледокольные и другие налоги и сборы. Облагались налогом даже церковные верования. Например, раскольников обязали платить двойной налог.

Есть вопросы

Вы можете оформить заявку в любое время, круглосуточно.  Мы работаем ежедневно, без перерывов и выходных.

После заполнения формы Вам на почту придет сообщение и в ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Если Вы не получите сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

На все виды работ мы даем гарантии. Мы серьезно относимся к своим обязательствам.

В случае ненадлежащего выполнения Ваших требований, эксперт внесет бесплатные исправления.

При существенных нарушениях, что маловероятно, мы вернем Вам оплату.

Да, мы выполняем срочные задания, за редким исключением.

Если реально выполнить срочный заказ, мы это сделаем.

Но Вы должны понимать, что чудес не бывает, старайтесь не затягивать время.

Вы можете запрашивать у своего менеджера любую необходимую Вам информацию.

В процессе работы Вы можете вносить небольшие уточнения.

До внесения предоплаты можно вносить существенные уточнения.

Все выполненные экспертами работы проверяются на соответствие требованиям заказчика.

При выявлении недостатков, заказ отправляется на доработку.

Только после тщательной проверки Вы получите сообщение о готовности работы.