Онлайн-сервис для студентов

Дипломные, курсовые, рефераты, контрольные, отчеты, эссе: готовые и на заказ

Крушинская Т.Ф., Храпенкова А.П. Педагогические проблемы функционирования субкультур молодёжи

0
Т.Ф. Крушинская, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»,
А.П. Храпенкова, студентка11 курса 425учебной группы ГФ, ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»
 
 
В современном обществе очень велико разнообразие субкультур. Они имеют немаловажное значение в процессе социализации личности подростка, но не все они безопасны для жизнедеятельности.
Перед педагогом в его профессиональной деятельности встают проблемы, возникающие в связи с вхождением обучающихся в субкультуры, так как социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д., что часто мешает учебной деятельности.
Изучение субкультур - относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодёжной субкультуры, раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодёжных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова), взаимодействие молодёжных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх, С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин), региональные характеристики субкультурной дифференциации молодёжи (М.В. Блохина).
Молодёжная культура как субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее творческую молодёжь, разного рода маргиналов и т.д. Субкультура распадается на множество групп и течений, некоторые из которых объединяются вокруг тех или иных рок-ансамблей. Часть юношей и девушек объединяются в группы как поклонники (фанаты) какой-либо спортивной команды - футбольной, хоккейной, баскетбольной и т.д. На какое-то время одно из направлений субкультуры становится лидером, уступая затем своё лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты и т.д.
Для субкультуры очень важно быть оригинальной, непростой, такой, чтобы на неё обращали внимание. Она создаёт свои особенные стили жизни, одежду, организации, журналы, музыку. Сильно развитая потребность в соперничестве выражается в изобретении всё более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Всё это способствует зарождению молодёжных субкультур. Тема неформальных движений и субкультур имеет очень сложную проблематику, так как крайне актуальна в наше время.
В целом роль и значение молодёжной культуры, её влияние на общую культуру остаются локальными. Они несравнимы с ролью и влиянием массовой культуры, но в жизни подростков роль и влияние субкультуры могут резко возрастать по своему значению в жизни и мешать социализации личности.
Субкультура молодого поколения вызывает опасность тогда, когда приобретает заметные контркультурные элементы, например: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. Образование для школьника или студента отходят на второй план перед реализацией групповых потребностей в досуге («красиво провести свободное время», «эффектно предстать перед окружающими»).
Обучающиеся - носители какой-либо субкультуры - могут быть источником проблем в коллективе сверстников. Особый внешний вид готов, рокеров, панков обычно вызывает недовольство и раздражение у преподавателей. Не может не влиять на процесс обучения и воспитания то, что среди рэперов (подтечение «Ганста») есть носители агрессивного стиля поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Готы имеют целью эпатаж социума, сатанисты (подтечение готов) бунтуют против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия, основанные на поклонении сатане. Растаманы (растафари) философствуют, играют на барабанах, носят дреды и слушают регги, но им некогда заниматься учением, такие люди вряд ли станут полезными в социальной жизни. У ролевиков, людей, которые любят жить-играть по сценарию, есть опасность «заиграться» и уже не выйти из роли, потерять связь с окружающим миром. Рокеры, с их агрессивным внешним видом, на крутых мотоциклах, могут быть причиной аварий. Панки, отличающиеся ирокезом на голове, неопрятностью, небрежностью, грубым жаргоном, непристойным поведением, часто провоцируют драки. Эмо - эмоциональный, мирный и тихий народ, но особенное, чувствительное мироощущение носителей этой субкультуры может привести к нервным срывам и к проблемам в дальнейшей жизни.
Чтобы педагогу понять, почему подопечные тянутся к субкультурам, необходимо проанализировать возрастные особенности подростка, особенности современной социальной среды школьников. Исследования показывают, что подростков интересуют разнообразные отрасли знаний: искусство, наука, техника и многое другое. Большинство подростков имеют несколько увлечений. Современный подросток всесторонне информирован. Родители не всегда способны контролировать своих детей, часто даже не знают об интересах, проблемах и возможностях детей. Поэтому большую часть свободного времени современные подростки проводят в Интернете или на улице, где свои законы и предпочтения. Там же они могут стать носителями какой-либо субкультуры. Многие школьники не в состоянии освоить образовательную программу, не принимают учителей как наставников, старших товарищей, не находят друзей в классном коллективе, поэтому ищут возможность самовыражения в субкультуре.
В подростковом возрасте начинается период полового созревания, причем у девочек он наступает раньше, чем у мальчиков. Этот процесс связан с перестройкой всего организма детей, отражается как на их внутреннем мире, так и на внешности.
В связи с процессом полового созревания, биологической перестройкой организма происходят изменения в психике подростка, в его взглядах, отношении к себе и к окружающим, в поведении. Подросток не хочет быть ребёнком, он стремится скорее стать взрослым, самостоятельным и поэтому болезненно реагирует, если к нему обращаются, как и несколько лет назад. Социолог Эриксон писал: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне» [2].
В подростковом возрасте становятся более совершенными мышление и речь. Большие изменения происходят во всём моральном облике подростка. В переходном возрасте формируются идеалы мальчиков и девочек. Их привлекают незаурядные, сильные духом люди. Идеал имеет большое значение в формировании личности подростка, служит ему эталоном поведения. Поэтому очень важно помочь подростку выбрать себе идеал и в соответствии с ним шлифовать и совершенствовать своё поведение. В целях правильного воспитания подростка необходимо организовать его жизнь так, чтобы он постоянно находился в состоянии активной полезной деятельности, чтобы у него не оставалось ни минуты «без работы в руках, без мысли в голове», потому что именно в эти минуты, как справедливо заметил К. Д. Ушинский, «портятся голова, сердце и нравственность». «Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлей, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда - тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать», - утверждает К.Д. Ушинский [1].
Подростка отличает повышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, к жизненным целям и профессиональной направленности, поэтому в процесс воспитания надо активно вовлекать и самого подростка, тогда воспитание дополнится самовоспитанием.
Все эти возрастные особенности следует учитывать в процессе работы с подростками, которые состоят в той или иной субкультуре. Если умело направлять их в «нужное русло», то работа будет эффективнее и продуктивнее.
Подросток может войти в субкультуру по разным причинам: проблемы в семье, с учёбой, протест против гиперопеки, неприятие семейного уклада жизни, непонимание в семье, вызов обществу, нежелание быть как все, желание утвердится в новой среде, привлечь к себе внимание, неразвитая сфера организации досуга для молодёжи в стране, копирование западных структур, течений, отсутствие цели в жизни, влияние криминальных структур, проблемы в коллективе сверстников и др. Поэтому педагогу следует провести анализ ситуации и организовать работу с подростком в этих сферах его жизни.
Педагогу надо знать историю субкультуры, возрастные особенности подростков. Следует давать подростку право выбора: вступать в субкультуру или не вступать. Но весьма важно рассказать воспитаннику как отрицательные, так и положительные черты той или иной субкультуры. Педагогам необходимо учитывать степень принятия подростка в сферу неформального общения - очень важную индивидуальную характеристику, определяющую влияние сферы на подростка. Важно знать принятую в группе систему санкций: формы и методы поощрения и наказания, с помощью которых подростки добиваются нужного поведения того или иного сверстника. Роли, которые призваны, а часто и обязаны исполнять подростки в своей сфере неформального общения, могут иногда мешать им жить полноценной жизнью, стать подлинно гармоничными личностями. Часто подростки не умеют самовыражаться в классном коллективе, но являются лидерами в сфере неформального общения во внешкольном социуме. Именно это и порождает у них желание все силы и время отдать развитию субкультуры.
Поэтому педагогическая помощь таким обучающимся в индивидуальной работе включает содействие в самоопределении личности, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий, направленных на гармонизацию отношений с окружающими.
Часто характерной чертой той или субкультуры является определённый жанр музыки (не всегда имеющей положительную направленность). Поэтому может быть организована работа с текстами песен с помощью таких процедур, как анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания.
Деятельность педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам - представителям юношеских субкультур предполагает и создание в учебном коллективе позитивного эмоционального климата, и содействие учащимся в приобретении необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры  и понимания себя), и расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, и помощь воспитаннику в самоопределении, и осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками, и помощь в учебной деятельности.

Литература
1.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
2.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ.ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

Опубликовано: 23-09-2016, 13:30, количество просмотров: 402