Каталог учебных материалов



Ценности современной молодежи

Молодое поколение – это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо «наследует» социальный статус семьи, либо характеризуется «будущим» социальным статусом. В настоящее время все чаще звучат вопросы: Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? Каковы предпочтения и приоритеты нынешнего молодого поколения? Эти вопросы являются одними из главных, потому что в России уже давно назрел «кризис» ценностной  системы. Это проявляется в подмене ценностей высокой культуры усредненными образцами потребительской культуры, в размытом характере ценностных ориентаций, переориентации молодежи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям.
Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. «Ценности, – писал В.П. Тугаринов, – это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [1, 271]. Ценностями в нашем понимании являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, чтобы их получить, сохранить и обладать ими.
Говоря о ценностях современной молодежи, необходимо отметить, что в настоящее время в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются высокий социальный статус, материальный достаток, независимость. В отдельную группу можно выделить потребности в самореализации, поиске себя. Кроме этого большое значение в жизни молодежи имеют: общение со сверстниками, потребность в привлекательности, одобрении, дружбе, любви.
Материальное благополучие  – некий стимул для жизненной  активности молодежи. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным», «чистая совесть важнее благополучия», уходят в прошлое, а остаются – «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой». Работа в представлении молодых людей связана в основном с результатом карьеры, а не процессом получения профессионального опыта. Осознается необходимость образования для достижения желаемого статуса, но многие относятся к образованию формально, важно получить диплом, а не знания. То есть образование как ценность воспринимается через призму социальной востребованности специалистов с высшим образованием [2, 57]. В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации [3, 26]. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает сознанием молодежи, приобретая универсальный характер. Начинает превалировать тенденция к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивнопотребительским отношением к культуре.
Для современной молодежи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной [4, 38]. Материальное благосостояние ста-ло цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, – рост преступности, цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассив-ность граждан: их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выходят проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.
Характеризуя молодежное сознание и систему ценностей современной молодежи, социологи выделяют:
– возросший уровень образованности и недостаточную  согласованность  социального  и  личностного смысла образования;
– признание молодежи социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом в сфере досуга;
– приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;
– вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;
– слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов [5, 80].
Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям, как приспособленчество,  равнодушие, беспринципность,  потребительство и их положительная оценка.
Итак, все вышеперечисленные  проблемные  особенности  современной  молодежной  социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной молодежи. В молодежной среде, как и в современном обществе в целом, отсутствует  единая устоявшаяся  система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение потребительских интересов. Оздоровление молодежной среды может быть, на наш взгляд, осуществлено только посредством совершенствования системы, форм, методов молодежной политики.

 

Список литературы

1. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1998.
2. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М., 2000.
3. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. 2003. № 3.
4. Караваева В.А. Социальный портрет учащейся молодежи. М., 2001.
5. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. СПб.: ИД «Петрополис», 2008.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

Выполняем все виды
студенческих работ
по техническим и гуманитарным
дисциплинам