ќнлайн-сервис дл€ студентов

ƒипломные, курсовые, рефераты, контрольные, отчеты, эссе: готовые и на заказ

ѕроблема профессионального и личностного самоопределени€ студенческой молодежи

0 ¬ведение
ѕроблема личностного и профессионального самоопределени€ €вл€етс€ особенно актуальной в услови€х трансформации ценностных ориентаций и жизненных установок, характерных дл€ современного российского общества. Ќовые социально-экономические изменени€ предъ€вл€ют все более высокие требовани€ к профессионализму специалистов, в частности их конкурентоспособности, мобильности, быстрому приспособлению к новым услови€м труда. ¬се это требует серьезного внимани€ к личностному и профессиональному становлению молодежи.
ѕоиск смысла, своего места в жизни и в профессиональной де€тельности дл€ современного молодого человека €вл€етс€ одной из наиболее сложных проблем. ”спешность профессионального  самоопределени€ достигаетс€ совпадением системы личностных смыслов с выбором адекватной смыслу де€тельности. ¬ этом случае субъективные ценности индивида гармонично сочетаютс€ с приоритетами профессиональной де€тельности, образу€ ценностно-смысловое единство.
— точки зрени€ психологического подхода самоопределение Ц это сложный, многоступенчатый процесс развити€ человека, его структурными элементами €вл€ютс€ разные виды самоопределени€: личностное, социальное, профессиональное и др. Ёти виды самоопределени€ посто€нно взаимодействуют. ¬ одних случа€х они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способ-ствовать профессиональному, чаще всего они происход€т одновременно, мен€€сь местами,  как  причина  и следствие.
¬ основе самоопределени€ в юношеском  возрасте лежит  личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработан-ной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существовани€. ћ.–. √инзбург полагает, что в юношеском возрасте личностное самоопределение €вл€етс€ генетически исходным, опре-дел€ющим развитие всех других видом самоопределени€ [1, 24].
ѕрофессиональное самоопределение, по мнению Ќ.—. ѕр€жникова, Ц это Ђсамосто€тельное, осознанное и добровольное построение,  корректировка и реализаци€ профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образовани€ и совершенствование себ€ в данной профессиональной де€тельностиї [2, 58]. ѕроцесс профессионального самоопределени€, в свою очередь, включает развитие самосознани€, формирование системы ценностных  ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
“аким образом, во-первых, профессиональное самоопределение €вл€етс€ составной частью личностного самоопределени€, во-вторых, профессиональное и личностное самоопределение неразрывно св€заны и взаимодействуют друг с другом.

ћатериалы и методы
÷елью нашего исследовани€ €вилось изучение особенностей личностного и профессионального самоопределени€ студентов.
»сследование проводилось с двум€ группами испытуемых. ѕерва€ состо€ла из 20 девушек Ц студенток 3-го курса Ёлектромеханического колледжа г. —аранска в возрасте 19Ц20 лет специальности Ђћенеджментї, втора€ Ц из 20 юношей, студентов 4-го курса того же колледжа и специальности в возрасте 19Ц20 лет.
Ѕыли использованы следующие методики.
1. ќпросник Ђ«а и противї дл€ вы€влени€ предпочтительных профессиональных ценностей [2, 252];
2. ћетодика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности —.—. Ѕубнова [3, 73];
ќпросник Ђ«а и противї, разработанный ѕр€жниковым, предназначен дл€ вы€влени€ предпочтительных профессиональных ценностей. ƒиагностика была проведена в группе юношей, затем в группе девушек, которые должны были оценить, насколько они согласны с утверждени€ми по шкале от 0 до 5 баллов. ƒалее полученные результаты были соотнесены с нормами отдельно дл€ юношей и девушек. ¬ итоге: по каким-то группам ценностей результаты положительные (интерес имеетс€), по каким-то Ц нулевые (интерес не выраженный), а где-то Ц отрицательные (интерес отсутствует).
ƒл€ исследовани€ личностного самоопределени€ студентов была использована методика  диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности —.—. Ѕубнова. ќна направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных услови€х жизнеде€тельности. —тепень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности определ€лась дл€ каждого испытуемого по шкале от 0 до 6 баллов.

–езультаты
¬ ходе исследовани€ профессиональных ценностей студентов с помощью методики Ќ.—. ѕр€жникова были получены следующие результаты.
ƒл€ 35% юношей наиболее важными и привлекательными профессиональными ценност€ми €вл€ютс€ власть и вли€ние, а также азарт жизни, интересные событи€. ƒл€ 20% испытуемых Ц деньги, богатство, ком-форт; духовный поиск; общение. ƒл€ 15% Ц престиж, известность. ƒл€ 10% Ц здоровье. » лишь 5% юношей отдали предпочтение такой профессиональной ценности, как чувство полезности люд€м.
¬ группе девушек только 10% испытуемых выдел€ет в качестве наиболее важных и привлекательных профессиональных ценностей такие как чувство полезности люд€м, а также деньги, богатство, комфорт, а дл€ 5% испытуемых значимыми €вл€ютс€ такие ценности, как духовный поиск; власть, вли€ние; престиж, известность.
¬ процессе исследовани€ было также вы€влено, что дл€ 90% испытуемых общение не €вл€етс€ значимой профессиональной ценностью, дл€ 70% девушек незначимы  такие ценности, как  азарт жизни, интересные событи€, дл€ 40% Ц власть и вли€ние; престиж, известность, дл€ 30% Ц деньги, богатство, комфорт, дл€ 25% Ц здоровье; чувство полезности люд€м, дл€ 20% Ц духовный поиск.
¬ ходе исследовани€ ценностных ориентаций, вли€ющих на личностное самоопределение  студентов, проведенного с помощью методики —.—. Ѕубнова, были получены следующие результаты.
ƒл€ 30% юношей наиболее важной ценностью €вл€етс€ признание и уважение людей, вли€ние на окружающих; дл€ 25% испытуемых Ц высокое материальное благососто€ние, а также помощь и милосердие к другим люд€м, любовь; дл€ 20% Ц при€тное врем€препровождение, отдых; дл€ 10% Ц высокий социальный статус и управление людьми; дл€ 5% Ц поиск и наслаждение прекрасным; социальна€ активность дл€ достижени€ позитивных изменений в обществе, общение, здоровье.
“ака€ ценность, как познание нового в мире, природе, человеке, €вл€етс€ дл€ юношей незначимой и особого интереса не вызывает.
¬ ходе исследовани€ личностных ценностей в группе девушек были получены следующие результаты.
ƒл€ 75% испытуемых наиболее важной личностной ценностью €вл€етс€ признание и уважение людей, а также вли€ние на окружающих, дл€ 65% испытуемых Ц это помощь и милосердие к другим люд€м, дл€ 60% Ц при€тное врем€препровождение, отдых, дл€ 50% Ц любовь, дл€ 40% Ц высокое материальное благососто€ние, дл€ 30% Ц поиск и наслаждение прекрасным, дл€ 25% Ц высокий социальный статус и управление людьми, дл€ 5% Ц познание нового в мире, природе, человеке; социальна€ активность дл€ достижени€ позитивных изменений в обществе.
—равнение значимых профессиональных ценностей в группах юношей и девушек с помощью критери€ χ² показало, что существуют статистически значимые различи€ между данными группами по таким ценност€м, как деньги, комфорт (χ² = 10, при р < 0,001), власть (χ² = 18, при р < 0,001), духовный поиск (χ² = 15, при р < 0,001), престиж, известность (χ² = 20, при р < 0,001).
Ѕыли вы€влены также статистически  значимые различи€ в  группах юношей и девушек между такими личностными  ценност€ми,  как  при€тное  врем€препровождение, отдых (χ²  =  26,7; при р < 0,001),  поиск  и наслаждение прекрасным  (χ² = 20,8; при р < 0,001), помощь и милосердие к другим люд€м  (χ² = 24,6; при р < 0,001), любовь (χ² = 12,5; при р < 0,001), высокий социальный статус и управление людьми (χ² = 9, при р < 0,01), признание и уважение людей, вли€ние на окружающих (χ² = 27, при р < 0,001).

ќбсуждение результатов
ѕолученные результаты говор€т о том, что у большинства юношей профессиональное самоопределение св€зано с реализацией таких  ценностей,  как  власть  и  вли€ние,  азарт жизни,  интересные  событи€,  деньги, комфорт; духовный поиск; общение, престиж, известность. ¬  группе девушек процесс профессионального самоопределени€ еще  не  завершилс€,  поскольку  больша€  часть  профессиональных ценностей  не  €вл€етс€ значимой дл€ них и отвергаетс€. Ёто может быть св€зано с недостаточным осознанием важности профессии и ее привлекательных сторон в структуре ценностно-смысловой сферы девушек.
—равнение профессиональных и личностных ценностей в группе юношей показало, что такие предпочитаемые профессиональные ценности, как здоровье, деньги, социальный статус, вли€ние на окружающих, соответствуют значимым дл€ них личностным ценност€м. ёноши рассматривают данные ценности с точки зрени€ их возможной реализации в профессиональной сфере.
ѕроведенный сравнительный анализ личностных и профессиональных ценностей в группе девушек показал, что такие личностные ценности, как  здоровье, азарт жизни, интересные событи€, социальна€ активность, общение, не сопоставл€ютс€ ими  с профессиональными. ƒанные ценности девушки рассматривают независимо от своих профессиональных предпочтений и не св€зывают их с возможностью реализации в профессиональной де€тельности.

¬ыводы
÷енностно-смысловые ориентации €вл€ютс€ значимым фактором осознанности профессионального и жизненного выбора и оказывают вли€ние на профессиональное и личностное самоопределение студенческой молодежи.
ѕроцесс профессионального и личностного самоопределени€ имеет существенные гендерные различи€.
—деланный большинством юношей профессиональный выбор соответствует их профессиональным склонност€м и интересам. «начительна€ часть юношей св€зывает свои личностные ценности и предпочтени€  с возможностью реализации их в профессиональной сфере, что позвол€ет сделать вывод о личностной самореализации юношей посредством профессиональной де€тельности. ¬идение себ€ как будущего профессионала означает проецирование определенной социальной позиции, поэтому выбор профессии у юношей существенным образом характеризует смысловое будущее.
” большей части девушек существуют значительные  расхождени€ между личностными и профессиональными ценност€ми, что создает противоречи€ между их личностным и профессиональным самоопределе-нием. Ёто может быть св€зано с тем, что девушки данной группы соотнос€т свое самоопределение не с профессиональной де€тельностью, а с другими сферами жизни, а также с тем, что процесс профессионального и личностного самоопределени€ девушек еще не завершен.
“аким образом, процесс профессионального и личностного самоопределени€ во многом зависит от гендерных особенностей студенческой молодежи и существенно вли€ет на выбор их жизненного и профессионального пути.

∆.√. √аранина

—писок литературы
1. √инзбург ћ.–. Ћичностное самоопределение как психологическа€ проблема // ¬опр. психол. 1988. є 2. —. 19Ц27.
2. ѕр€жников Ќ.—. ѕсихологи€ труда и человеческого достоинства. ћ.: Academia, 2001. 478 с.
3. Ѕатаршев ј.¬., јлексеева ».ё., ћайорова ≈.¬. ƒиагностика профессионально важных качеств. —ѕб.: ѕитер, 2009. 192 с.

ќпубликовано: 11-08-2012, 15:21, количество просмотров: 5 706