spy pen software here whatsapp spy in south africa how do i track my iphone 6s cell phone listening software geek site iphone spy keylogger text message tracker for android site whatsapp spy existe phone tracking devices spy mobile spyware for blackberry does spy mobile work spy on cell app
 
 

Каталог учебных материалов



Проблема профессионального и личностного самоопределения студенческой молодежи

Введение
Проблема личностного и профессионального самоопределения является особенно актуальной в условиях трансформации ценностных ориентаций и жизненных установок, характерных для современного российского общества. Новые социально-экономические изменения предъявляют все более высокие требования к профессионализму специалистов, в частности их конкурентоспособности, мобильности, быстрому приспособлению к новым условиям труда. Все это требует серьезного внимания к личностному и профессиональному становлению молодежи.
Поиск смысла, своего места в жизни и в профессиональной деятельности для современного молодого человека является одной из наиболее сложных проблем. Успешность профессионального  самоопределения достигается совпадением системы личностных смыслов с выбором адекватной смыслу деятельности. В этом случае субъективные ценности индивида гармонично сочетаются с приоритетами профессиональной деятельности, образуя ценностно-смысловое единство.
С точки зрения психологического подхода самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения: личностное, социальное, профессиональное и др. Эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способ-ствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами,  как  причина  и следствие.
В основе самоопределения в юношеском  возрасте лежит  личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработан-ной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования. М.Р. Гинзбург полагает, что в юношеском возрасте личностное самоопределение является генетически исходным, опре-деляющим развитие всех других видом самоопределения [1, 24].
Профессиональное самоопределение, по мнению Н.С. Пряжникова, – это «самостоятельное, осознанное и добровольное построение,  корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности» [2, 58]. Процесс профессионального самоопределения, в свою очередь, включает развитие самосознания, формирование системы ценностных  ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
Таким образом, во-первых, профессиональное самоопределение является составной частью личностного самоопределения, во-вторых, профессиональное и личностное самоопределение неразрывно связаны и взаимодействуют друг с другом.

Материалы и методы
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей личностного и профессионального самоопределения студентов.
Исследование проводилось с двумя группами испытуемых. Первая состояла из 20 девушек – студенток 3-го курса Электромеханического колледжа г. Саранска в возрасте 19–20 лет специальности «Менеджмент», вторая – из 20 юношей, студентов 4-го курса того же колледжа и специальности в возрасте 19–20 лет.
Были использованы следующие методики.
1. Опросник «За и против» для выявления предпочтительных профессиональных ценностей [2, 252];
2. Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова [3, 73];
Опросник «За и против», разработанный Пряжниковым, предназначен для выявления предпочтительных профессиональных ценностей. Диагностика была проведена в группе юношей, затем в группе девушек, которые должны были оценить, насколько они согласны с утверждениями по шкале от 0 до 5 баллов. Далее полученные результаты были соотнесены с нормами отдельно для юношей и девушек. В итоге: по каким-то группам ценностей результаты положительные (интерес имеется), по каким-то – нулевые (интерес не выраженный), а где-то – отрицательные (интерес отсутствует).
Для исследования личностного самоопределения студентов была использована методика  диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова. Она направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности определялась для каждого испытуемого по шкале от 0 до 6 баллов.

Результаты
В ходе исследования профессиональных ценностей студентов с помощью методики Н.С. Пряжникова были получены следующие результаты.
Для 35% юношей наиболее важными и привлекательными профессиональными ценностями являются власть и влияние, а также азарт жизни, интересные события. Для 20% испытуемых – деньги, богатство, ком-форт; духовный поиск; общение. Для 15% – престиж, известность. Для 10% – здоровье. И лишь 5% юношей отдали предпочтение такой профессиональной ценности, как чувство полезности людям.
В группе девушек только 10% испытуемых выделяет в качестве наиболее важных и привлекательных профессиональных ценностей такие как чувство полезности людям, а также деньги, богатство, комфорт, а для 5% испытуемых значимыми являются такие ценности, как духовный поиск; власть, влияние; престиж, известность.
В процессе исследования было также выявлено, что для 90% испытуемых общение не является значимой профессиональной ценностью, для 70% девушек незначимы  такие ценности, как  азарт жизни, интересные события, для 40% – власть и влияние; престиж, известность, для 30% – деньги, богатство, комфорт, для 25% – здоровье; чувство полезности людям, для 20% – духовный поиск.
В ходе исследования ценностных ориентаций, влияющих на личностное самоопределение  студентов, проведенного с помощью методики С.С. Бубнова, были получены следующие результаты.
Для 30% юношей наиболее важной ценностью является признание и уважение людей, влияние на окружающих; для 25% испытуемых – высокое материальное благосостояние, а также помощь и милосердие к другим людям, любовь; для 20% – приятное времяпрепровождение, отдых; для 10% – высокий социальный статус и управление людьми; для 5% – поиск и наслаждение прекрасным; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, общение, здоровье.
Такая ценность, как познание нового в мире, природе, человеке, является для юношей незначимой и особого интереса не вызывает.
В ходе исследования личностных ценностей в группе девушек были получены следующие результаты.
Для 75% испытуемых наиболее важной личностной ценностью является признание и уважение людей, а также влияние на окружающих, для 65% испытуемых – это помощь и милосердие к другим людям, для 60% – приятное времяпрепровождение, отдых, для 50% – любовь, для 40% – высокое материальное благосостояние, для 30% – поиск и наслаждение прекрасным, для 25% – высокий социальный статус и управление людьми, для 5% – познание нового в мире, природе, человеке; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.
Сравнение значимых профессиональных ценностей в группах юношей и девушек с помощью критерия χ² показало, что существуют статистически значимые различия между данными группами по таким ценностям, как деньги, комфорт (χ² = 10, при р < 0,001), власть (χ² = 18, при р < 0,001), духовный поиск (χ² = 15, при р < 0,001), престиж, известность (χ² = 20, при р < 0,001).
Были выявлены также статистически  значимые различия в  группах юношей и девушек между такими личностными  ценностями,  как  приятное  времяпрепровождение, отдых (χ²  =  26,7; при р < 0,001),  поиск  и наслаждение прекрасным  (χ² = 20,8; при р < 0,001), помощь и милосердие к другим людям  (χ² = 24,6; при р < 0,001), любовь (χ² = 12,5; при р < 0,001), высокий социальный статус и управление людьми (χ² = 9, при р < 0,01), признание и уважение людей, влияние на окружающих (χ² = 27, при р < 0,001).

Обсуждение результатов
Полученные результаты говорят о том, что у большинства юношей профессиональное самоопределение связано с реализацией таких  ценностей,  как  власть  и  влияние,  азарт жизни,  интересные  события,  деньги, комфорт; духовный поиск; общение, престиж, известность. В  группе девушек процесс профессионального самоопределения еще  не  завершился,  поскольку  большая  часть  профессиональных ценностей  не  является значимой для них и отвергается. Это может быть связано с недостаточным осознанием важности профессии и ее привлекательных сторон в структуре ценностно-смысловой сферы девушек.
Сравнение профессиональных и личностных ценностей в группе юношей показало, что такие предпочитаемые профессиональные ценности, как здоровье, деньги, социальный статус, влияние на окружающих, соответствуют значимым для них личностным ценностям. Юноши рассматривают данные ценности с точки зрения их возможной реализации в профессиональной сфере.
Проведенный сравнительный анализ личностных и профессиональных ценностей в группе девушек показал, что такие личностные ценности, как  здоровье, азарт жизни, интересные события, социальная активность, общение, не сопоставляются ими  с профессиональными. Данные ценности девушки рассматривают независимо от своих профессиональных предпочтений и не связывают их с возможностью реализации в профессиональной деятельности.

Выводы
Ценностно-смысловые ориентации являются значимым фактором осознанности профессионального и жизненного выбора и оказывают влияние на профессиональное и личностное самоопределение студенческой молодежи.
Процесс профессионального и личностного самоопределения имеет существенные гендерные различия.
Сделанный большинством юношей профессиональный выбор соответствует их профессиональным склонностям и интересам. Значительная часть юношей связывает свои личностные ценности и предпочтения  с возможностью реализации их в профессиональной сфере, что позволяет сделать вывод о личностной самореализации юношей посредством профессиональной деятельности. Видение себя как будущего профессионала означает проецирование определенной социальной позиции, поэтому выбор профессии у юношей существенным образом характеризует смысловое будущее.
У большей части девушек существуют значительные  расхождения между личностными и профессиональными ценностями, что создает противоречия между их личностным и профессиональным самоопределе-нием. Это может быть связано с тем, что девушки данной группы соотносят свое самоопределение не с профессиональной деятельностью, а с другими сферами жизни, а также с тем, что процесс профессионального и личностного самоопределения девушек еще не завершен.
Таким образом, процесс профессионального и личностного самоопределения во многом зависит от гендерных особенностей студенческой молодежи и существенно влияет на выбор их жизненного и профессионального пути.

Ж.Г. Гаранина

Список литературы
1. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психол. 1988. № 2. С. 19–27.
2. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Academia, 2001. 478 с.
3. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2009. 192 с.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

Выполняем все виды
студенческих работ
по техническим и гуманитарным
дисциплинам