» » » История Елабуги

История Елабуги

0

Заказать курсовую работу в Елабуге


Введение. 3

1. Общая характеристика города Елабуга. 4

2. Глубоки корни Елабуги. 5

3. Живое наследие. 9

Список использованной литературы.. 12

 

Введение

Тысячелетний юбилей Елабуги вызвал научный интерес у широкой общественности: исследователи, краеведы, просветители одержимы желанием глубже познакомиться с историко-культурным наследием Елабужского края. Видимо, в обозримом будущем читающая аудитория будет порадована серьезными монографическими исследованиями, в которых в широкой ретроспекции с обширной источниковой базой на уровне общетеоретических обобщений будет воссоздана многовековая летопись Елабуги. Известно, что в современной исторической науке проблема изучения региональной истории относится к числу приоритетных. Древней историей Прикамского края и его городов интересовались и прежде ученые-историки Петербургской академии наук, Казанского университета, исследователи, путешественники. В их числе Н.П. Рычков, Ф.И. Эрдман, Н.Ф. Дубровин, К.И. Невоструев, С.М. Шпилевский, В.Ф. Кудрявцев, А.А. Спицын и другие.

Цель работы заключается в исследовании истории и культуры города Елабуга.

На основании цели поставлены задачи:

- рассмотреть историю возникновения и развития города;

- рассмотреть жизнь и деятельность знатных людей Елабуги.

Работа состоит из введения, трех параграфов и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика города Елабуга

Елабуга входит в число городов, образующих групповую систему расселения в зоне Нижнекамского промышленного узла, куда включены города: Набережные Челны, Нижнекамск, Менделеевск, Заинск, Мамадыш и др. В этой групповой системе Елабуга в силу условий, историко-культурного и архитектурного своеобразия рассматривается как перспективный историко-культурный, туристический и музейный центр. Причем не только Нижнекамской агломерации, но и как центр, имеющий всероссийское и международное значение.

Елабуга - второй по значимости после Казани город в Республике Татарстан, обладающий уникальным историко-культурным наследием. С целью сохранения культурного наследия и возрождения исторического архитектурного облика, восстановления и развития традиционных производств, ремесел и народных промыслов, Елабуга с осени 1995г. была включена в федеральную целевую Программу «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России». Выбор Елабуги не случаен. Живописное природное окружение города и выгодное месторасположение на слиянии двух рек: Тоймы и Камы, обусловили его привлекательность с точки зрения освоения территории. Без существенных изменений сохранилась центральная часть города с типичной для конца XVIII-XX вв. каменной застройки, сохранившей градостроительную, социально-экономическую и историко-культурную среду, с характерными для данного региона памятниками архитектуры. Внутренняя городская среда исторической части города отличается редкой цельностью. В историческом ядре по-прежнему нет современных построек, ощущается уют старины, уважение к ней, элемента, подкупающего приезжих, домашнего гостеприимства.

2. Глубоки корни Елабуги

Есть несколько версий о происхождении названия города Елабуга.

Говорят, что жили когда-то на этом месте жрецы-прорицатели. Умели жрецы и грядущее видеть, и отводить суда от Камских подводных камней-быков. Отсюда будто и название пошло Ала-буга. Бык по-булгарски - "буга" (бугай - по южнотатарски). Но и по-русски диких быков называли "бугаями" и паслись они на "буге" - старинное русское название низменного берега, поросшего низкорослым кустарником. "Ела" – удача.

Некоторые считают, что название городу подарили две речки, текущие по оврагам в самом городе - Ала и Буга.

Местные татары связывают название города с небольшим озерком за Тоймой - Окунево (по-татарски "алабуга" - окунь).

В районе Елабуги сохранилось около 40 ценнейших археологических памятников. Наиболее древними жителями, по свидетельству историков, были финноязычные племена, жившие еще в эпоху неолита и находившиеся на стадии матриархата. Ко II тысячелетию до н.э., к эпохе бронзового века при переходе от рыболовства и охоты к скотоводству и земледелию относятся известные Луговские и Ананьинские стоянки.

Живет в народе легенда о том, что в районе Ананьинского могильника закопана золотая лодка. Во время раскопок действительно была обнаружена лодка, но только каменная, в которой отправился в загробное плавание ананьинский воин.
Могильник этот подтверждает сказание Татарских летописей о глубокой древности Елабуги. Ученые XIX века считали, что найденные в Кургане кельтские топорики, копья, стрелы, шейные круги, кольца, бляхи, признаки сожжения сложенных там трупов, разные горшочки, служащие пепельницами и слезницами, остатки сбруи подтверждают житие на этой земле задолго до Рождества Христова скифов.

На территории Елабуги также существовало городище раннего железного века где-то VII-III в. до н.э. Известны также в окрестностях Елабуги Танаевское, Тихогоровское, Котловское и другие городища.

Докатилась до Елабужского края волна балто-славянских племен (VI-VII вв. н.э.) и болгарских племен (VIII-XII вв. н.э.). Гунно-болгарские племена (сувары, булгары и др.) сконцентрировались сначала в Приазовье и Прикаспии, затем началось их расселение, и часть булгар поднялась вверх по Волге и образовала средневековое государство - Волжско-Камскую Булгарию.

По преданиям здесь некогда существовал город Гелон, до которого доходил персидский царь Дарий. Дарий оный город выжег.

Приблизительно в XII веке н.э. во времена расцвета Великой Булгарии на заброшенном городище возникло укрепленное поселение волжских булгар. Вместе с ними здесь жило и угроязычное, а возможно, и славяноязычное население.

В период расцвета Волжской Булгарии снова возник здесь будто бы город Бряхимов, названный в честь булгарского князя Абрахимова. Стал он северным форпостом государства. Согласно преданиям, до него доходили дружины князя Андрея Боголюбского, усмирившего беспокойных соседей. В XIII-XIV веках город стал жертвой орд Тамерлана.

После монгольского нашествия город булгар был разрушен и прекратил свое существование. В 1614 году на фундаментах былой крепости костромской монах Иона Зеленый основал мужской Троицкий монастырь, который просуществовал до 1764 года. А сельцо под ним до сих пор носит старинное название "Подмонастырка" - деревянный посад, огражденный от северных ветров крутой горой вдоль горы Тоймы у ее впадения в Каму.

В 1552 году, после взятия Казани Иван Грозный прислал в дар "пригородку на Елабуге" икону Трех Спасителей. С тех пор крепость и окружавшие ее села в устье реки Тоймы, получила название Трехсвятского. На протяжении своего 150-летнего существования вел Троицкий монастырь скрытую борьбу за главенство над краем с Трехсвятским. Но в 1764 году царским указом монастырь был упразднен.

Однако освоение опустевших после нападения Золотой Орды земель началось значительно раньше. Славяноязычное население края пополнялось теми, кто бежал на Елабугу в поисках свободы и удобного места жительства. Так в царствование Ивана III, подчинившего силой Господин Великий Новгород, многие новгородцы бежали на вольные земли, на Каму.

В XVII веке Трехсвятское было царской вотчиной. Оно было укреплено рвом и деревянной стеной, а внутри него находился замок-кремль, на территории которого располагалась соборная церковь, канцелярия и дом управителя. Устройство башен крепости традиционное - внизу ворота с коваными и бревенчатыми запорами, а наверху помещение с бойницами для стражи. Башни назывались Казанская, Сарапульская, а затем Никольская, Луговая, Спасская.

Крестьяне здешние издавна занимались рыбным промыслом, хлебопашеством, скотоводством, огородничеством. В царствование Петра I расширялась торговля, укреплялись купеческие права, развивалось мануфактурное производство. В 1708 году село Трехсвятское стало центром большой Елабужской волости. На Елабуге стали появляться в это время первые заводики по изготовлению свечей, литью колоколов. В 1710 году проживавшими здесь военнопленными шведами был построен Саралинский государственный медеплавильный завод и организована добыча меди. В 1732 году возобновил свою работу основанный при Петре I Елабужский завод.

Жестокость и поборы царских наместников вызывали в крае крестьянские бунты и восстания. Одним из самых разрушительных был бунт башкир, татар и прочих здешних народов под предводительством Акая.

Осенью 1773 года началась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Трехсвятское и окрестные села оказались вовлеченными в нее. В конце 1773 года отряд из 600 человек, состоявший из яицких казаков, башкир и татар, переправился через Каму и захватил села Сарали (ныне с. Бехтерево), Качку и Танайку. Танайка стала центром восставших. В конце 1773 года пугачевцы вновь подошли к стенам крепости. Но неожиданно появилась сотня солдат майора Перского. Двенадцать раз восставшие шли на приступ, но крепости взять не смогли. Тут на подмогу к осажденным подоспели четыреста гусар майора Неклюлова. После отчаянного кровопролитного боя пугачевцы вынуждены были снять осаду крепости и отступили. После этого окрыленные победой гусары разгромили пугачевский штаб в с. Танайка.

Разделавшись с восставшими, правительство Екатерины занялось обустройством государства. В 1780 году было учреждено Вятское наместничество из 13 уездов, одним из которых стал Елабужский уезд.

11 сентября (по старому стилю) 1780 года село Трехсвятское, имевшее к тому времени три церкви (одну каменную и две деревянные), три медеплавильных завода, 376 дворов и 1800 человек населения, состоявшего из дворцовых крестьян с большой прослойкой торговцев, было преобразовано в город.

28 мая 1781 года "жалованная грамота", подписанная государыней, подарила городу герб. На верхней части его изображение герба Вятского наместничества - "в золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутый лук со стрелой, а над ней в верхней части щита крест красный"; на нижней части собственно эмблема Елабуги - "на серебряном поле сидящий дятел, долбящий оный, ибо там множество сего рода птиц".

После большого пожара в 1850 году город был перестроен. Еще до пожара в начале XIX века деревянная Елабуга начала менять свой облик: деревянные храмы заменялись белокаменными. В 1815 г. построена была Покровская церковь, в 1818 г. - Никольская (двухэтажная, домашняя церковь купцов Стахеевых), в 1820 - 1821 гг. Спасский Собор, Троицкая церковь - в 1830 г.

Город обретал облик зажиточной купеческой столицы Предуралья: золотом светились кресты и купола церквей и соборов, в строгую линию выстроились дома богачей, украшенные узорными решетками и балконами, горделиво красовались присутственные места, банк, обнесенный толстостенной оградой, ансамбль крупнейшего в Поволжье и Прикамье женского монастыря, а между всеми этими зданиями - кабаки да лавки, шикарные магазины да загульные купеческие рестораны с номерами.

На петербургской и парижской выставках занимали призовые места и получали памятные дипломы местные мастера, искусные в тонких ремеслах: ювелиры, резчики по дереву, чеканщики. А еще отличные здесь лили колокола и везли из Елабуги их по Каме и Волге.

3.Живое наследие

Богатейшая история Елабуги свято хранит в своей памяти имена многих известных людей России и Татарстана.

Издавна душой города были Шишкины. Без таких как они быть бы Елабуге не жемчужиной земли русской, а гнилым торговым захолустьем. Один из предков Шишкиных, священник Зотик, принял от Ивана Грозного дареную икону Трех Святителей. Другой отлил колокол для Спасского собора.

В 1833 году трудами и средствами Ивана Васильевича Шишкина появился в Елабуге первый водопровод: по деревянным трубам из долбленых лиственниц на расстояние в два километра побежала чистая родниковая вода.

В 1847 году И.В. Шишкин разработал "Проект снабжения города Казани водою", совершенствовал и строил мельницы. С его именем связаны две всемирно известные древности нашего края - Чертово городище и Ананьинский могильник. Смолоду преуспевающий хлеботорговец, человек, одаренный многими талантами, Иван Васильевич принес все, что имел в дар городу, который любил безмерно.На весь мир прославил фамилию Шишкиных его сын Иван Иванович Шишкин, ставший выдающимся художником-пейзажистом. Унаследовав от отца любовь к родному краю, он воспел его в своих полотнах - "Кама близ Елабуги", "Лесные дали", "Рожь", "Сосновый бор", "Корабельная Роща" и сотнях других. Его картины - нескончаемый гимн красоте и величию вятских лесов.

Другими выдающими личностями были брат и сестра Дуровых. Случилось в Елабуге преудивительное происшествие. К елабужскому городничему Василию Андреевичу Дурову приехала весьма загадочная фигура. "Фигура" носила гусарский мундир и любила верховые прогулки по дороге мимо Троицкого кладбища и Александровского сада, по заросшим лесом оврагам к Чертову городищу и далее в лес.

Очень скоро жителям города стало известно, что фигура эта героическая: женщина, которая, переодевшись в мужское платье, сражалась за Отечество с французами, ординарец любимого в народе полководца М.И. Кутузова, получившая орден Святого Георгия за воинскую доблесть и отвагу из рук самого государя. Штаб-ротмистру, проведшему десять лет на полях сражений и в походах, а потом пожившему в Петербурге, общество провинциальное показалось нестерпимо скучным. Это и навело Надежду Андреевну Дурову на мысль, которая и была загадочным поручиком Александровым, написать "Записки кавалерист-девицы". Умерла Надежда Андреевна 21 марта 1866 года - на 83 году жизни и похоронена на елабужском Троицком кладбище.

Щедра земля елабужская на таланты: в 1857 году в семи километрах от города в селе Сарали в семье коллежского секретаря родился Владимир Бехтерев. Он окончил гимназию и затем выдержал трудный конкурс в Петербургскую военно-медицинскую академию и в 1878 году окончил ее с отличием. В 28 лет он становится профессором Казанского университета. Создание первой в мире психофизиологической лаборатории и образцовой клиники при казанской больнице связано с его именем. Человек разнообразных дарований, В.М. Бехтерев оставил нам в наследство не только семьсот научных трудов по исследованию мозга, тысячи учебников, но и интересные литературоведческие труды о творчестве Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, о происхождении удмуртского народа.

Научные открытия нашего соотечественника В.М. Бехтерева не единственное, чем могут гордиться елабужане. В 1840 году в Елабужском уезде в семье купца Капитона Ушкова родился сын Петр. Он получил весьма скромное образование. В дальнейшем он наследует от отца небольшой хромпиковый завод в селе Кокшан Елабужского уезда. Здесь впервые в России было организовано производство серной кислоты. П.К. Ушков много ездил по России и заграницам, изучая постановку химического дела. В 30 верстах от Елабуги на Каме он основал Бондюжский завод, который в 90-х годах занял одно из первых мест среди химических заводов России. В 1893 году на этом заводе работал ученый с мировым именем Д.И. Менделеев. На заводе Ушкова выдающийся химик изобрел бездымный порох. Ушков впервые применил нефть, как вид топлива, для обжига извести, основал в 1893 году химический завод в Казани.

В голодные годы гражданской войны вспоминали в стране о другой елабужской династии - Стахеевых. В.И. Ленин писал о необходимости использовать стахеевских служащих, прекрасно владеющих хлебной коммерцией, на продовольственном фронте. Стахеевы - династия древняя. По преданиям, бежали они на Каму после взятия Новгорода Иваном III, жестоко подавившем северную русскую вольницу и казнившем новгородскую посадницу Марфу Борецкую с сыновьями. Стахеевы основали на елабужской земле мощную купеческую династию. Они на пароходах везли хлеб и товары по Волге, строили железные дороги, владели золотыми приисками, нефтяными промыслами, фабриками и заводами, мельницами и сотнями магазинов по всей стране, торговали с Англией, Францией, Германией и др. странами.

Много средств тратилось ими на благоустройство города: строительство монастырей и церквей, зданий учебных заведений, приютов, не говоря уж об их собственных особняках, которые и сейчас можно увидеть в Елабуге.

На дар Глафиры Федоровны Стахеевой (400000 рублей) построено здание Елабужского Епархиального женского училища (ныне Елабужский государственный педагогический институт). Здание это и сейчас является уникальным образцом русской классической архитектуры XIX века. Построено оно по проекту Вятского губернского инженера, классного художника, архитектора 1-й степени И.А. Чарушина при безотлучном надзоре строителя, архитектора - художника А.П. Горохова.

Один из Стахеевых - Дмитрий Иванович - стал замечательным русским писателем, в произведениях которого широко представлены как панорама жизни России, так и уездного города с его нравами и обычаями. Книги его издавались в Санкт-Петербурге и в Москве и высоко оценивались читательской публикой. Сегодня имя его незаслуженно забыто.

19-20 августа 1941 года началась последняя трагическая страница в жизни великой русской поэтессы Марины Цветаевой. В доме №20 по улице Жданова (теперь Малая Покровская) после 13 дней пребывания в Елабуге и безуспешных попыток найти работу Мария Ивановна покончила с собой. Здесь на городском кладбище она и была похоронена. В 1970 году Союз писателей Татарии поставил памятник прекрасной русской поэтессе.

Помнит Елабуга пребывание писателей А.Н.Радищева, А.Н.Толстого, Б.Л. Пастернака, путешественника К. Рычкова, многих и многих известных людей России.

Список использованной литературы

  1. История города Елабуги. // http://www.museum.ru/E1501
  2. История Елабуги. // http://www.upak.ru/elhystory.htm
  3. Знатные люди Елабуги. http://www.rustrana.ru/ article.php?nid=12423&sq
  4. Манин В. Иван Шишкин. М.: Белый город, 2000.
  5. Шувалова И.Н. Иван Иванович Шишкин. СПб. Художники России, 1993.

 

Заказать реферат в Елабуге

 

Опубликовано: 26-09-2014, 22:15, количество просмотров: 3 101

Есть вопросы

Вы можете оформить заявку в любое время, круглосуточно.  Мы работаем ежедневно, без перерывов и выходных.

После заполнения формы Вам на почту придет сообщение и в ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Если Вы не получите сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

На все виды работ мы даем гарантии. Мы серьезно относимся к своим обязательствам.

В случае ненадлежащего выполнения Ваших требований, эксперт внесет бесплатные исправления.

При существенных нарушениях, что маловероятно, мы вернем Вам оплату.

Да, мы выполняем срочные задания, за редким исключением.

Если реально выполнить срочный заказ, мы это сделаем.

Но Вы должны понимать, что чудес не бывает, старайтесь не затягивать время.

Вы можете запрашивать у своего менеджера любую необходимую Вам информацию.

В процессе работы Вы можете вносить небольшие уточнения.

До внесения предоплаты можно вносить существенные уточнения.

Все выполненные экспертами работы проверяются на соответствие требованиям заказчика.

При выявлении недостатков, заказ отправляется на доработку.

Только после тщательной проверки Вы получите сообщение о готовности работы.