» » » Крушинская Т.Ф., Храпенкова А.П. Педагогические проблемы функционирования субкультур молодёжи

Крушинская Т.Ф., Храпенкова А.П. Педагогические проблемы функционирования субкультур молодёжи

0
Т.Ф. Крушинская, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»,
А.П. Храпенкова, студентка11 курса 425учебной группы ГФ, ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»
 
 
В современном обществе очень велико разнообразие субкультур. Они имеют немаловажное значение в процессе социализации личности подростка, но не все они безопасны для жизнедеятельности.
Перед педагогом в его профессиональной деятельности встают проблемы, возникающие в связи с вхождением обучающихся в субкультуры, так как социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д., что часто мешает учебной деятельности.
Изучение субкультур - относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодёжной субкультуры, раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодёжных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова), взаимодействие молодёжных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх, С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин), региональные характеристики субкультурной дифференциации молодёжи (М.В. Блохина).
Молодёжная культура как субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее творческую молодёжь, разного рода маргиналов и т.д. Субкультура распадается на множество групп и течений, некоторые из которых объединяются вокруг тех или иных рок-ансамблей. Часть юношей и девушек объединяются в группы как поклонники (фанаты) какой-либо спортивной команды - футбольной, хоккейной, баскетбольной и т.д. На какое-то время одно из направлений субкультуры становится лидером, уступая затем своё лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты и т.д.
Для субкультуры очень важно быть оригинальной, непростой, такой, чтобы на неё обращали внимание. Она создаёт свои особенные стили жизни, одежду, организации, журналы, музыку. Сильно развитая потребность в соперничестве выражается в изобретении всё более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Всё это способствует зарождению молодёжных субкультур. Тема неформальных движений и субкультур имеет очень сложную проблематику, так как крайне актуальна в наше время.
В целом роль и значение молодёжной культуры, её влияние на общую культуру остаются локальными. Они несравнимы с ролью и влиянием массовой культуры, но в жизни подростков роль и влияние субкультуры могут резко возрастать по своему значению в жизни и мешать социализации личности.
Субкультура молодого поколения вызывает опасность тогда, когда приобретает заметные контркультурные элементы, например: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. Образование для школьника или студента отходят на второй план перед реализацией групповых потребностей в досуге («красиво провести свободное время», «эффектно предстать перед окружающими»).
Обучающиеся - носители какой-либо субкультуры - могут быть источником проблем в коллективе сверстников. Особый внешний вид готов, рокеров, панков обычно вызывает недовольство и раздражение у преподавателей. Не может не влиять на процесс обучения и воспитания то, что среди рэперов (подтечение «Ганста») есть носители агрессивного стиля поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Готы имеют целью эпатаж социума, сатанисты (подтечение готов) бунтуют против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия, основанные на поклонении сатане. Растаманы (растафари) философствуют, играют на барабанах, носят дреды и слушают регги, но им некогда заниматься учением, такие люди вряд ли станут полезными в социальной жизни. У ролевиков, людей, которые любят жить-играть по сценарию, есть опасность «заиграться» и уже не выйти из роли, потерять связь с окружающим миром. Рокеры, с их агрессивным внешним видом, на крутых мотоциклах, могут быть причиной аварий. Панки, отличающиеся ирокезом на голове, неопрятностью, небрежностью, грубым жаргоном, непристойным поведением, часто провоцируют драки. Эмо - эмоциональный, мирный и тихий народ, но особенное, чувствительное мироощущение носителей этой субкультуры может привести к нервным срывам и к проблемам в дальнейшей жизни.
Чтобы педагогу понять, почему подопечные тянутся к субкультурам, необходимо проанализировать возрастные особенности подростка, особенности современной социальной среды школьников. Исследования показывают, что подростков интересуют разнообразные отрасли знаний: искусство, наука, техника и многое другое. Большинство подростков имеют несколько увлечений. Современный подросток всесторонне информирован. Родители не всегда способны контролировать своих детей, часто даже не знают об интересах, проблемах и возможностях детей. Поэтому большую часть свободного времени современные подростки проводят в Интернете или на улице, где свои законы и предпочтения. Там же они могут стать носителями какой-либо субкультуры. Многие школьники не в состоянии освоить образовательную программу, не принимают учителей как наставников, старших товарищей, не находят друзей в классном коллективе, поэтому ищут возможность самовыражения в субкультуре.
В подростковом возрасте начинается период полового созревания, причем у девочек он наступает раньше, чем у мальчиков. Этот процесс связан с перестройкой всего организма детей, отражается как на их внутреннем мире, так и на внешности.
В связи с процессом полового созревания, биологической перестройкой организма происходят изменения в психике подростка, в его взглядах, отношении к себе и к окружающим, в поведении. Подросток не хочет быть ребёнком, он стремится скорее стать взрослым, самостоятельным и поэтому болезненно реагирует, если к нему обращаются, как и несколько лет назад. Социолог Эриксон писал: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне» [2].
В подростковом возрасте становятся более совершенными мышление и речь. Большие изменения происходят во всём моральном облике подростка. В переходном возрасте формируются идеалы мальчиков и девочек. Их привлекают незаурядные, сильные духом люди. Идеал имеет большое значение в формировании личности подростка, служит ему эталоном поведения. Поэтому очень важно помочь подростку выбрать себе идеал и в соответствии с ним шлифовать и совершенствовать своё поведение. В целях правильного воспитания подростка необходимо организовать его жизнь так, чтобы он постоянно находился в состоянии активной полезной деятельности, чтобы у него не оставалось ни минуты «без работы в руках, без мысли в голове», потому что именно в эти минуты, как справедливо заметил К. Д. Ушинский, «портятся голова, сердце и нравственность». «Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлей, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда - тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать», - утверждает К.Д. Ушинский [1].
Подростка отличает повышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, к жизненным целям и профессиональной направленности, поэтому в процесс воспитания надо активно вовлекать и самого подростка, тогда воспитание дополнится самовоспитанием.
Все эти возрастные особенности следует учитывать в процессе работы с подростками, которые состоят в той или иной субкультуре. Если умело направлять их в «нужное русло», то работа будет эффективнее и продуктивнее.
Подросток может войти в субкультуру по разным причинам: проблемы в семье, с учёбой, протест против гиперопеки, неприятие семейного уклада жизни, непонимание в семье, вызов обществу, нежелание быть как все, желание утвердится в новой среде, привлечь к себе внимание, неразвитая сфера организации досуга для молодёжи в стране, копирование западных структур, течений, отсутствие цели в жизни, влияние криминальных структур, проблемы в коллективе сверстников и др. Поэтому педагогу следует провести анализ ситуации и организовать работу с подростком в этих сферах его жизни.
Педагогу надо знать историю субкультуры, возрастные особенности подростков. Следует давать подростку право выбора: вступать в субкультуру или не вступать. Но весьма важно рассказать воспитаннику как отрицательные, так и положительные черты той или иной субкультуры. Педагогам необходимо учитывать степень принятия подростка в сферу неформального общения - очень важную индивидуальную характеристику, определяющую влияние сферы на подростка. Важно знать принятую в группе систему санкций: формы и методы поощрения и наказания, с помощью которых подростки добиваются нужного поведения того или иного сверстника. Роли, которые призваны, а часто и обязаны исполнять подростки в своей сфере неформального общения, могут иногда мешать им жить полноценной жизнью, стать подлинно гармоничными личностями. Часто подростки не умеют самовыражаться в классном коллективе, но являются лидерами в сфере неформального общения во внешкольном социуме. Именно это и порождает у них желание все силы и время отдать развитию субкультуры.
Поэтому педагогическая помощь таким обучающимся в индивидуальной работе включает содействие в самоопределении личности, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий, направленных на гармонизацию отношений с окружающими.
Часто характерной чертой той или субкультуры является определённый жанр музыки (не всегда имеющей положительную направленность). Поэтому может быть организована работа с текстами песен с помощью таких процедур, как анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания.
Деятельность педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам - представителям юношеских субкультур предполагает и создание в учебном коллективе позитивного эмоционального климата, и содействие учащимся в приобретении необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры  и понимания себя), и расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, и помощь воспитаннику в самоопределении, и осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками, и помощь в учебной деятельности.

Литература
1.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
2.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ.ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

Опубликовано: 23-09-2016, 13:30, количество просмотров: 1 002

Есть вопросы

Вы можете оформить заявку в любое время, круглосуточно.  Мы работаем ежедневно, без перерывов и выходных.

После заполнения формы Вам на почту придет сообщение и в ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Если Вы не получите сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

На все виды работ мы даем гарантии. Мы серьезно относимся к своим обязательствам.

В случае ненадлежащего выполнения Ваших требований, эксперт внесет бесплатные исправления.

При существенных нарушениях, что маловероятно, мы вернем Вам оплату.

Да, мы выполняем срочные задания, за редким исключением.

Если реально выполнить срочный заказ, мы это сделаем.

Но Вы должны понимать, что чудес не бывает, старайтесь не затягивать время.

Вы можете запрашивать у своего менеджера любую необходимую Вам информацию.

В процессе работы Вы можете вносить небольшие уточнения.

До внесения предоплаты можно вносить существенные уточнения.

Все выполненные экспертами работы проверяются на соответствие требованиям заказчика.

При выявлении недостатков, заказ отправляется на доработку.

Только после тщательной проверки Вы получите сообщение о готовности работы.