» » » Художественная литература в воспитании нравственных качеств личности ребенка

Художественная литература в воспитании нравственных качеств личности ребенка

Вид работы
Предмет
педагогика
Количество страниц
34
Год издания
2016
Индивидуальный номер
9296
Автор
Ulias

Уникальность 67%


Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Подходы к пониманию нравственного воспитания детей в психолого-педагогической литературе
1.2. Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста 9
1.3. Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у старших дошкольников посредством художественной литературы
2.1. Диагностика уровня представления о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста
2.2. Система работы по воспитанию нравственных качеств у старших дошкольников посредством художественной литературы
2.3. Анализ результативности проведенной работы 25
Заключение  29
Список литературы 32
Приложение 34

Введение

В современном российском образовании, в том числе и дошкольном, на первом месте ставятся вопросы воспитания человека как личности. И здесь немалое внимание отводится эстетическому воспитанию подрастающего поколения как важнейшему средству нравственного развития ребенка дошкольного возраста.
На важность воспитания нравственных качеств дошкольников в совокупности с другими направлениями в обучении, указывают нормативные документы сферы образования. Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности, которые направлены, наряду с интеллектуальным, физическим и профессиональным развитием, на духовно-нравственное и творческое развитие человека (17).
Согласно ФГОС дошкольного образования, содержание программы обучения дошкольников должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных образовательных областях, одна из которых является художественно-эстетическое развитие. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в том числе словесного; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений (16).
Дошкольный возраст считается периодом активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому актуальность нравственного воспитания (доброты, сочувствия, милосердия, чувства долга, чести, достоинства и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности еще в дошкольном возрасте. Это возможно осуществить специальными средствами организованного нравственно-этического воспитания и образования, органически вплетенного в деятельность дошкольников. И одним из основных средств формирования нравственных качеств у дошкольников является художественная литература, поскольку она формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства у детей дошкольного возраста.
Проблема формирования нравственности и гуманности у детей всегда была актуальной. Это прослеживается в трудах Б.Т. Лихачева, Л.И. Божович, Н.И. Болдырева, А.С. Макаренко, Н.И. Пьянковой, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкой, А.Б. Щербо и других. Многочисленными исследованиями таких авторов, как М.М. Конина, Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.Н. Виноградова, Р.С. Буре, подтверждается тот факт, что художественная литература - это могучее действенное средство нравственного воспитания детей, поскольку дети в связи со своими возрастными особенностями, живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им произведения.
Таким образом, все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы работы: «Художественная литература в воспитании нравственных качеств личности ребенка».
Объектом исследования выступает процесс воспитания нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является художественная литература как средство воспитания нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что художественная литература будет способствовать воспитанию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста при условиях, что отобранная художественная литература будет содержать нравственные ценности и включена в программу по обучению и воспитанию старших дошкольников, при совместном участии в данном процессе детей и взрослых, и при внесении элементов художественной деятельности в различные виды детской деятельности.
Цель исследования состоит в выявлении возможностей художественной литературы в воспитания нравственных качеств старших дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить круг задач:
 раскрыть понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе;
 дать характеристику развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста;
 определить роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
 провести диагностику старших дошкольников на определение уровня их представления о нравственных качествах;
 провести работу по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством художественной литературы;
 оценить результативность проведенной работы.
Методы исследования в работе: теоретический анализ литературы, наблюдение, опрос, беседа, педагогический эксперимент.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 56, г. Нижнего Новгорода. В эксперименте приняло участие 22 ребенка (9 мальчиков, 13 девочек) старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что на основании обширного изучения литературы по проблеме исследования, сделанные выводы и предложения, разработки и методические рекомендации, могут быть использованы педагогами детских садов для улучшения воспитательного воздействия по изученной теме.
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. М.: Академия, 2005. - 105 с.
2. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2008. - 111 с.
3. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М., 2000. - 89 с.
4. Гладкова Л.В. Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников. Справочник воспитателя - 4 - М., 2008. - 122 с.
5. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. М.: Педагогика и психология. Гардарики, 2006. - 480 с.
6. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. СПб: Акцидент, 2007. - 167 с.
7. Дашина Н.С. Общая педагогика. М.: Современный Гуманитарный Университет, 2010. - 160 с.
8. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 2000. - 133 с.
9. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 5. - С. 59-62.
10. Козлова С, Куликова Т. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. - М., «Академия», 2011. - 278 с.
11. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва, 2009. - С. 485-497.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. - 607 с.
13. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: учебное пособие для студентов педагогических институтов / И.С. Марьенко. - Москва : Просвещение, 1990. - 181 с.
14. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В. Г. Нечаевой.- М., Педагогика, 2006. - 135 с.
15. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2012. - 365 с.
16. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Консультант Плюс.
17. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант Плюс.
18. Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2010. – 520 с.
19. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина: «Просвещение», Москва, 2001. - 367 с.
20. Кудряшова С.Е. Художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/12/12/khudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-formirovaniya
21. Куликова Л.Н. Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств дошкольников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/12/28/rol-khudozhestvennoy-literatury-v-vospitanii-nravstvennykh
22. Лучинская Н.А. Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/03/17/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-4-5let-sredstvami
23. Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Учимся быть дружными». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-nravstvenomu-vospitaniyu-v-starshei-grupe-na-temu-uchimsja-byt-druzhnymi.html

Цена: 800 руб

Курсовая работа по предмету "педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Художественная литература в воспитании нравственных качеств личности ребенка". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Художественная литература в воспитании нравственных качеств личности ребенка" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Художественная литература в воспитании нравственных качеств личности ребенка", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Художественная литература в воспитании нравственных качеств личности ребенка". Если Вы не имеете своего плана работы "Художественная литература в воспитании нравственных качеств личности ребенка", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 1 189

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom