Игра в целостном процессе формирования личности младших школьников
Курсовая работа по предмету "Педагогика и психология"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Игра в целостном процессе формирования личности младших школьников". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Игра в целостном процессе формирования личности младших школьников". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Игра в целостном процессе формирования личности младших школьников" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Игра в целостном процессе формирования личности младших школьников", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Игра в целостном процессе формирования личности младших школьников". Если Вы не имеете своего плана работы "Игра в целостном процессе формирования личности младших школьников", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 327
Исследование и получившиеся результаты в данной работе реальное
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения игры как средство развития личности 6
1.1. Понятие игры и ее классификация 6
1.2. Развивающие, дидактические и ролевые игры как фактор развития личности школьника 12
Глава 2. Экспериментальное исследование игры как средства развития личности дошкольника 8
2.1. Подбор диагностических методик для младших школьников 18
2.2. Анализ экспериментального исследования по применению игр для младших школьников 22
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 39
В настоящее время современная гуманистическая школа устремлена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.
Современная школа испытывает насущную потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К подобным активным формам обучения относятся игры. Эффективность игры как средства творческого развития личности особенно ярко проявляется в младшем школьном возрасте.
В среде исследователей интерес к игре является уже традиционным. Достаточно назвать только некоторых авторов классиков психологии, – занимавшихся проблемами игры: Авдулова Т.П. , А. Валлон, Л.С. Выготский, К. Гросс, А.В. Запорожец, , А.Н. Леонтьев, , С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд,, Д.Б. Эльконин и др.
Изучали игру как средство развития личности следующие иссле дователи: Добрынская Е.И., Жуковская Р.И., Зак А.З., Калугин М.А., Ники тин Б.П., Провоторова Н. А. и др.
Роли игры в учебном процессе детей уделяли внимание такие исследователи как: Гельфан Е.М., Минскин Е.М., Пидкасистый П. И., Хайд аров Ж. С. И др.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность школьника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности, а также развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий актуальной.
Целью работы является исследование формирования личности младших школьников в процессе игровой деятельности
Объект исследования –учащиеся начальных классов в учебно-воспитательном процессе
Предмет исследования – игра как условие развития детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
• Проанализировать историко-социальные предпосылки возникновения игры, основные виды игр и их классификацию;
• Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе;
• Дать характеристику игровой деятельности;
• Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьника;
• Выявить роль игры в развитии личности младшего школьника;
• Рассмотреть развивающие и ролевые игры как фактор развития личности и дидактические игры как метод обучения младших школьников.
В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы, изучение массового педагогического опыта , наблюдение за игрой младших школьников, анализ наблюдений, тестирование.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, с писка используемой литературы, приложения.
1. Авдулова Т.П. Психология игры. Современный подход.-М.: Академия, 2009.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
3. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.
4. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004.
5. Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1999. - № 5.
6. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей/Сост. Л.В. Ковинько-4-е изд.-М.: Издательскй центр «Академия», 2000
7.Дьяченко О. М. Развитие воображения. Методическое пособие для воспитателей и родителей-2007г.
7. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
9. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971.
10. Добрынская Е.И. Свободное время и развитие личности. Спб.: "Питер", 1993 г.
11. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Педагогика, 1963
12. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М., 1994.
13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: "Эксмо-Пресс" 1998 г.
14. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов– Ярославль: «Академия развития»,2000.
15. Ковалев Н.Е и др., Введение в педагогику, М: "Просвещение", 1975г.
16. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
18. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: Владос, 1995.
19. Никитин Б.П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985.
19.Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск: Университетское. – 1999г.
20. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии-М.1996.
21. Пономарёв, Я.А. Психология творчества: перспективы развития/ - 1994 г.
22. Провоторова Н. А. Межпредметные связи. Формирование познавательной активности школьников- М.: МПСИ, 2007
23. Психология развития. Словарь под ред. Венгера А.Л, ПЕР СЭ, 2005г
24. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская - СПб.: Питер, 2006.
22. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании- М.: Народное образование, 1996г.
23. Хейзинга И. Человек играющий- М.-1992.
24. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников //Вопросы психологии. - 1998. - № 5.
25. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
26. Шмаков С.А. Игра и дети. - М.: Знание, 1968.
27. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
28. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.
29.Ягодкина Е. Ю. Игровая среда как фактор развития интеллектуаль¬ных структур: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 2004
30. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение,1974.