Законодательный процесс в РФ. Курсовая
Курсовая работа по предмету "конституционное право"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Законодательный процесс в РФ. Курсовая". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Законодательный процесс в РФ. Курсовая". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Законодательный процесс в РФ. Курсовая" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Законодательный процесс в РФ. Курсовая", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Законодательный процесс в РФ. Курсовая". Если Вы не имеете своего плана работы "Законодательный процесс в РФ. Курсовая", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 570
1. Законотворческая компетенция Федерального собрания РФ.
2. Законодательный процесс: понятие стадии.
3. Законодательный процесс в субъектах РФ ( особенности).
4. Пути совершенствования законодательного процесса на современном этапе.
5. Практическое задание.
6. Список использованной литературы.
1. Законотворческая компетенция Федерального собрания РФ.
Согласно ст. 94 Конституции РФ: "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации". ФС - один из федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, это орган законодательной власти (ст.ст 10-11 Конституции РФ).
ФС состоит из двух палат - Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД). В СФ входят по два представителя от каждого из 89 субъектов РФ, т.е. всего 178 человек – до недавнего прошлого это были руководители представительной и исполнительной власти субъектов Федерации. 5 августа 2000 года был принят федеральный закон № 113-ФЗ « О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ», статья 2 которого гласит : Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. «Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.» ( ст.4 этого же закона). Я не знаю, насколько положительно отразится исполнение этого закона на нашу жизнь, например, жителей Приморского края. Ведь многие субъекты федерации делегировали в СФ жителей Москвы, которым вряд ли близки наши проблемы
ГД состоит из 450 депутатов. Они избираются непосредственно населением РФ. В основе отношений между палатами ФС - принцип верхней и нижней палаты. СФ считается верхней, ГД - нижней палатой. Палаты самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" и идет "вверх". Поскольку первой должна рассматривать законопроекты ГД, ее и именуют нижней палатой. Поскольку далее принятый ею закон поступает в СФ, ее называют верхней палатой. У СФ есть право, как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, однако уже квалифицированным большинством - не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.
Совет Федерации как палата Федерального Собрания осуществляет представительство интересов субъектов Российской Федерации. Исходя из характера представительства Совета Федерации в статье 102 Конституции определены вопросы исключительного ведения этой палаты. К ведению СФ относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения; решение вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Как уже сказано, СФ участвует в законотворческом процессе. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение СФ. Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. Причем принятые ГД законы подлежат обязательному рассмотрению в СФ по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира
Согласно ст.105 ч.1 Конституции РФ важнейшая функция Государственной Думы – деятельность по принятию законов.
Закон – высшая форма выражения государственной воли народа. Он регламентирует наиболее важные, принципиальные отношения в обществе, устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. В законах выражаются главные экономические, политические и иные потребности общества, интересы личности. В качестве примеров законов можно привести: Закон о Высшем арбитражном суде РФ, Закон о языках народов Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ и др. В законе регулируются не все отношения, требующие правового регламентирования, а лишь те, которые характеризуются значимостью, типичностью и стабильностью: установление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, его права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономической политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осуществление правосудия и прокурорского надзора, борьба с преступностью, утверждение государственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира, борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, средств массовой информации и некоторые другие.
Закон обладает высшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства.
Согласно ч.2 ст.76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы. Заключенные в них положения получают развитие в принимаемых в соответствии с ними законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Отсутствие федерального закона не может служить препятствием для выработки необходимого правового акта субъектом федерации. Данная позиция нашла отражение в Конституционного Суда от 1 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области (Российская газета, 17 февраля 1996 г.).
Конституция не запрещает опережающего правового регулирования в субъекте федерации; не устанавливает жесткой последовательности в регулировании отношений по вопросам совместного ведения, т.е. не требует, чтобы вначале принимался федеральный закон, а затем закон или иной нормативный правовой акт субъекта федерации. Она требует только одного: чтобы законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации принимались в соответствии с федеральными законами. Последнее предполагает достижение соответствия на основе уже действующего федерального закона, а также приведение правового акта субъекта федерации в соответствие с федеральным законом, принятым позже.