» » » Обеспечение социальных гарантий в сфере образования

Обеспечение социальных гарантий в сфере образования

0

Национальное законодательство об образовании.
Содержание права на образование.
Образовательные уровни в Российской Федерации.
Обеспечение права на образование отдельных категорий граждан
.

Право на образование – одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека; оно создаёт предпосылку для развития как личности, так и общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; общедоступность образования; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребёнка; свобода преподавания; право на учреждение частных учебных заведений. Основные положения этих прав базируются на статье 26 Всеобщей декларации прав человека.
Основу национального законодательства об образовании составляют:

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
  • Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В Законе Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 под образо-ванием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Как уже было отмечено, право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. До 2015 г. такая программа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы». Программа представляет собой комплекс обеспеченных бюджетным финансированием государственных гарантий в сфере образования.
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.
В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование – бакалавриат;
6) высшее профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура;
7) послевузовское профессиональное образование.
В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры её предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее – с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Темы и вопросы для обсуждения
1. Нормативные основы национального законодательства об образовании.
2. Содержание права на образование.
3. Образовательные уровни в Российской Федерации.
4. Обеспечение права на образование отдельных категорий граждан.

Рекомендуемые нормативные акты
1. Об образовании : закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1.
2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ.
3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61.

Рекомендуемая литература
1. Алексеев, И.А. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за реализацию полномочий в области образования / И.А. Алексеев, Е.А. Абрамова // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 5. – С. 72 – 75.
2. Безруков, А.В. Реформирование высшего юридического образования в контексте конституционных преобразований в современной России / А.В. Безруков, И.В. Тепляшин // Российская юстиция. – 2011. – № 5. – С. 55 – 59.
3. Петров, С.М. Перспективы формирования системы высшего профессионального образования в России / С.М. Петров, Л.Ю. Грудцына // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 5. – С. 38 – 41.
4. Сытинская, М.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (постатейный) / М.В. Сытинская, В.И. Шкатулла ; отв. ред. В.И. Шкатулла. – М., 2009. – 328 с.
5. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 (ред. от 24.05.2011).
6. Белянинова, Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) / Ю.В. Белянинова // СПС КонсультантПлюс. – 2009.
7. Гриб, В.В. Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в социальной сфере / В.В. Гриб // Социальное и пенсионное право. – 2010. – № 4. – С. 13 – 17.
8. Крылов, К.Д. Международные ориентиры и методология социального и государственно-частного партнёрства / К.Д. Крылов // Трудовое право в России и за рубежом. – 2010. – № 4. – С. 2 – 8.
9. Непсо, С.В. Благотворительность и благотворительные организации в социальной политике государства / С.В.Непсо // Общество и право. – 2009. – № 3. – С. 290 – 292.

Опубликовано: 3-09-2013, 23:02, количество просмотров: 9 537

Есть вопросы

Вы можете оформить заявку в любое время, круглосуточно.  Мы работаем ежедневно, без перерывов и выходных.

После заполнения формы Вам на почту придет сообщение и в ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Если Вы не получите сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

На все виды работ мы даем гарантии. Мы серьезно относимся к своим обязательствам.

В случае ненадлежащего выполнения Ваших требований, эксперт внесет бесплатные исправления.

При существенных нарушениях, что маловероятно, мы вернем Вам оплату.

Да, мы выполняем срочные задания, за редким исключением.

Если реально выполнить срочный заказ, мы это сделаем.

Но Вы должны понимать, что чудес не бывает, старайтесь не затягивать время.

Вы можете запрашивать у своего менеджера любую необходимую Вам информацию.

В процессе работы Вы можете вносить небольшие уточнения.

До внесения предоплаты можно вносить существенные уточнения.

Все выполненные экспертами работы проверяются на соответствие требованиям заказчика.

При выявлении недостатков, заказ отправляется на доработку.

Только после тщательной проверки Вы получите сообщение о готовности работы.